Дальневосточный баннер
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КИТАЙЦЕВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Главная Цели Теория Об авторе Гостевая книга Форум Полезные ссылки

на перевод анкет
ЯндексЯндекс. Деньги

Дальневосточный баннер

:: Bannerz.RU 100 Standart ::





Кубарский Денис Владимирович

Социально-психологическая адаптация китайцев на Дальнем Востоке в восприятии местного населения


Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, грант № 04-06-88009а/Т. ХабГПУ

(Статья в коллективной монографии Института этнологии и антропологии РАН Толерантность в межкультурном диалоге /отв. ред.Н.М.Лебедева, А.Н.Татарко. М., 2005. 372 с

ВВЕДЕНИЕ

С начала 90-х годов одной из социально-экономических проблем дальневосточного региона России (по мнению российских политиков и экономистов) стало резкое усиление внешнего миграционного давления. Проблема китайской миграции на Дальнем Востоке, тенденции ее развития и последствия для региона и России в целом стали одной из основных тем, изучаемых региональными и международными научно-исследовательскими центрами. Потенциальные масштабы миграции изучают многие российские ученые и политики. ([2], [3], [8], [9], [14]). Прогнозируются неутешительные результаты «демографической агрессии»: экономический кризис, социальная напряженность, ухудшение криминогенной и санитарно-эпидемиологической обстановки.

Однако в рамках государственной политики по обеспечению этнокультурной безопасности недостаточно внимания уделяется изучению социально-психологической составляющей трудностей межэтнического взаимодействия. Межэтническое взаимодействие - неотъемлемая часть миграционного процесса, успешность и результат которого напрямую зависят от характера протекания социально-психологической адаптации этнической группы к новой социокультурной среде. Изучение этого процесса позволяет прогнозировать возможные результаты межэтнического взаимодействия и оказывать конструктивное влияние на ход самого процесса в целях достижения оптимальных результатов, соответствующих интересам стратегической безопасности региона.

Проблемы социально-психологической адаптации изучаются многими отечественными психологами (Ключникова Л.В., Кряжева И.К., Лебедева Н.М., Мантаева К.А., Мельникова Н.Н., Стефаненко Т.Г., Хрусталева Н.С. и др.). Под социально-психологической адаптацией этнической группы к иной этнокультурной среде мы будем понимать такое взаимодействие группы и среды (и результат этого взаимодействия), при котором происходит взаимное согласование целей и ценностей данной группы и ее социального окру-жения, отождествление себя с окружающим социумом как с необходимой средой существования при одновременном самоопределении представителей группы в этой среде во всем многообразии их индивидуальных особенностей. При этом этнические группы рассматриваются как единые и целостные субъекты межгруппового взаимодействия и взаимовосприятия.

Поскольку адаптация строится на основе взаимодействия двух сторон, оценивать процесс необходимо двусторонне: со стороны адаптанта и со стороны среды. В связи с этим выделенные различными учеными критерии адаптированности/дезадаптированности условно можно разделить на три группы: внешние, внутренние и системные. [12]

Внешний критерий тесно связан с понятием «приспособление» (adjustment), определяет хорошую приспособленность, соответствие требованиям среды. Результат адаптации понимается как достижение желаемого поведения в среде и описывается в терминах эффективности, компетентности, успеха.

Внутренний критерий чаще описывается через общее психологическое благополучие, комфорт, субъективную удовлетворённость своим положением, социальное самочувствие. Внутренний критерий связан с возможностью удовлетворения индивидуальных потребностей, самовыражением, сохранением внутренних энергетических ресурсов, отсутствием напряжения, тревоги, эскапизма.

Адаптация происходит либо с ориентацией на внешний критерий (приспособление к требованиям среды), либо на внутренний критерий (поиск возможностей реализации субъективных стремлений и удовлетворения потребностей адаптанта).

Системный критерий отражает характер взаимодействия адаптанта и среды: наличие позитивных интеракций со средой, заинтересованность в контакте, степень реализации внутриличностного потенциала – всё это в конкретных социальных условиях часто обозначают через понятие «включённость». Включённость характеризуется соответствием внутреннего психического состояния личности тем требованиям, которые предъявляет ей среда, при этом, среда является сферой реализации жизненных планов, потребностей и стремлений личности. Продуктивная творческая деятельность (самореализация) адаптанта принимается и позитивно оценивается социумом. Оптимальной адаптированностью можно считать лишь результат, удовлетворяющий требованиям вышеперечисленных трех критериев.

Таким образом, для определения степени успешности процесса социально-психологической адаптации этнической группы к новой этнокультурной среде необходимо его трехстороннее изучение в соответствии с выделенными группами критериев адаптированности.

Цели исследования:
1) определить степень успешности социально-психологической адаптации китайцев на Дальнем Востоке по внешнему и системному (со стороны принимающего русского этноса) критерию, то есть изучить влияние китайской миграции на психологическое состояние русских, отношение местного населения Дальнего Востока к приезжающим в страну иностранцам и предъявляемые к ним требования;
2) изучить представления русских о характере сложившихся межэтнических отношений;
3) выявить факторы, оказывающие, по мнению местного населения, наибольшее влияние на характер этих взаимоотношений;
4) дать прогноз развития межэтнической ситуации в регионе.

МЕТОДИКА

Респонденты. Пилотажное исследование, результаты которого представлены ниже, проводилось в городе Хабаровске в августе-сентябре 2004 года, объектом эмпирического исследования выступили 89 хабаровчан, русские по национальности. Распределение выборки по полу: мужчины – 40,4%, женщины – 59,6%. Возраст респондентов от 17 до 62 лет. Образование высшее, незаконченное высшее, средне-специальное, среднее. 42,7% респондентов – атеисты, 37,1% - православные христиане, 20,2% - представи-тели других конфессий.
Инструментарий. В качестве основного инструмента исследования использовалась специально разработанная анкета, которая включает ряд известных в этнопсихологии методик, направленных на разностороннее изучение и оценку характера межэтнических отношений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Одним из важных факторов, который необходимо учитывать при изучении особенностей адаптации этнических групп к новой социокультурной среде и межэтнических отношений, является адекватность межгруппового восприятия. На основе информации, полученной в результате индивидуальных контактов представителей различных этничских групп, а также в ходе обмена информацией внутри каждой этнической группы в групповом сознании каждой из них формируется социально-перцептивный образ оцениваемой группы. Неадекватность объективного и субъективного образа группы имеет закономерный характер и объясняется феноменами ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации.

Отношение к чужой этнической группе во многом определяется этнической идентичностью представителя доминирующего этноса. Существует тесная внутренняя связь между позитивной групповой (этнической) идентичностью и аутгрупповой (межэтнической) толерантностью. [10]. Поэтому прежде всего были изучены представления респондентов о значимости этнической принадлежности и их автостереотипы.

По мнению большинства респондентов, принявших участие в исследовании, этническая идентичность человека не имеет существенного значения. Только 35% называют национальность одной из важнейших характеристик человека, столько же считают необходимым учитывать национальность как второстепенную характеристику, которая позволяет спрогнозировать некоторые особенности личности, 30% считают, что национальность никак не характеризует человека.

Этническая идентичность - это не только чувство принадлежности к группе, знания и представления об особенностях собственного этноса и осознание себя его членом на основе этнодифференцирующих признаков. Для ситуации взаимодействия русского и китайского этносов в связи с яркими и своеобразными культурами, языком, письменностью, историей этих народов, существенными антропологическими различиями правомерно предположить наличие нормальной этнической идентичности. Однако особое внимание следует уделить изучению её валентности, то есть чувств, которые вызывает этническая принадлежность, значимость и ценность для респондента принадлежности к своей этнической группе.

В данном исследовании значимость этнической идентичности респондентов определялась рангом и частотой называния этнонима в тесте М.Куна и Макпартленда «Кто Я?», а также индексом значимости этнических связей. В результате анализа полученные ответы были рассортированы на восемь условных групп, представляющих различные виды идентичности (Таблица 1). При этом этническая идентичность целенаправленно была выделена из структуры социальной идентичности в качестве самостоятельного пункта.

Таблица 1

Идентификационная матрица русских

Категории % респондентов, указавших значимость идентичности Частота упоминаний (%) Абсолютное среднее значение идентичности Относительное среднее значение идентичности с учетом частоты упоминания (ранг)
Социальная идентичность, в т.ч.: 100,00 32,32 3,74 1,21 (1)
- семейная 40,51 13,99 3,85 0,54
- профессиональная 45,57 10,69 3,98 0,42
- группы по интересам 3,80 0,76 3,67 0,03
- региональная 11,39 2,54 3,90 0,10
- соц.-экономическая 1,27 0,25 1,00 0,00
- межличностные отношения 15,19 3,56 2,57 0,09
- идеологическая 2,53 0,51 4,50 0,02
Физическая идентичность (характеристики внешности, пола, возраста и т.п.) 39,24 8,65 5,00 0,43 (4)
Личностная идентичность (отношение к себе, своей социальной позиции) 41,77 23,16 3,00 0,82 (2)
Деятельностная идентичность (отношение к какому-то делу или умения) 8,86 2,80 4,79 0,08 (8)
Гражданская идентичность 31,65 7,38 5,75 0,35 (5)
Глобальная идентичность (чувство принадлежности к человечеству) 56,96 13,49 3,00 0,78 (3)
Религиозная идентичность 3,80 0,76 4,85 0,02 (9)
Этническая идентичность 25,32 25,32 4,36 0,25 (7)
Личная идентичность (подчеркнутая индивидуальность, исключительность) 27,85 6,36 3,00 0,28 (6)

Любой человек стремится к позитивной идентичности, также как и позитивному самоуважению. Потребность в самоуважении люди реализуют через отождествление себя с определенной социальной группой. В таблице 1 можно выделить две превалирующие идентичности: социальную и глобальную. При этом видна высокая значимость семейно-ролевой и профессиональной принадлежности респондентов. В то же время высокий уровень личностных (ранг 2) и глобальных (ранг 3) показателей может свидетельствовать об активизации защитных механизмов, вызванных ощущением нестабильности в обществе. Для сохранения личностного благополучия респонденты отдают предпочтение личной идентичности, осознавая себя, прежде всего, уникальными индивидами, а не членами группы (личность, индивидуальность, исключительный) и дают себе качественную оценку безотносительно социальной принадлежности, а с другой стороны, обращаются к более широким планетарным понятиям (человек, землянин). При этом наблюдается достаточно низкий удельный вес таких компонентов как гражданская идентичность (относительное среднее значение 0,35) и территориальная привязанность (региональная идентичность 0,1).

Этнический компонент в структуре личности на уровне самоопределения респондентов проявился достаточно слабо (относительное среднее значение всего 0,25, ранг 7). Чуть более 25% респондентов указали значимость для себя этнической принадлежности, причем для этой группы относительное среднее значение этнической идентичности достаточно высок (5,09). Обращает на себя внимание тот факт, что у 84% респондентов, считающих национальность одной из важнейших характеристик, отсутствовали показатели этнической идентичности в ответах на тест «Кто Я?».

Относительная значимость этнической принадлежности респондентов, определяемая индексами значимости различных видов отношений между людьми, полученными в результате ранжирования респондентами пяти видов связей (религиозные, национальные, деловые, товарищеские, родственные), оказалась также достаточно низкой (2,56) по сравнению с деловыми, товарищескими и родственными связями (Таблица 2).

Таблица 2

Значимость различных видов социальных связей (отношений) для русских

Вид связи Индекс значимости
родственные 3,75
товарищеские 3,70
деловые 3,51
национальные 2,56
религиозные 1,95

Из Таблицы 3 видно, что в конфликтной ситуации (при разрешении споров, противоречий, претензий и т.д.) национальная принадлежность оппонента также не имеет принципиального значения (индекс значимости 2,87).

Таблица 3

Значимости для русских характеристик «противника» в конфликтной ситуации

Характеристика Индекс значимости
возраст 3,96
внешний вид 3,50
пол 3,42
социальный статус (предполагаемый или известный) 3,18
национальность 2,87
материальная обеспеченность (предполагаемая или известная) 1,92

Таким образом, полученные данные показывают, что для русских респондентов, принявших участие в исследовании, национальная принадлежность является далеко не главной характеристикой человека, а этническая составляющая их идентичности выражена слабо. Это свидетельствует об относительно стабильности ситуации в сфере межэтнических отношений в крае.

Помимо значимости этнической идентичности важным показателем является её валентность, так как от того, насколько позитивно воспринимается принадлежность к собственной этнической группе (желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа), зависит и уровень этнической толерантности по отношению к другим этническим группам. Степень переживания этнической принадлежности русских респондентов представлена на Диаграмме 1.

Таким образом, легко заметить, что у 65,8% респондентов принадлежность к русскому этносу вызы-вает преимущественно положительные чувства (гордость и спокойная уверенность), у 22,8% - нейтральные, и только 19% опрошенных испытывают обиду, отчаяние, стыд или унижение в связи со своей национальностью. У 15% опрошенных принадлежность к русскому этносу вызвала смешанные чувства. На первый взгляд, налицо позитивная этническая идентичность русских. Для подтверждения (или опровержения) данного факта были изучены этнические стереотипы респондентов, так как валентность этнической идентичности может быть определена соотношением позитивных и негативных автостереотипов.

Самооценка контактирующих этносов имеет важное значение для межэтнических отношений. Нега-тивная этническая идентичность делает человека инертным, пассивным, не стремящимся изменить сложившееся положение. В то же время сверхпозитивная этническая идентичность, подчеркнутая исключительность ведет к стремлению доминировать над представителями других этнических групп. Для выявления валентности этнической идентичности был задан вопрос о том, какие обычаи, традиционно установившиеся общепринятые порядки, связанные с культурой и историей русского народа, производят на вас положительно впечатление, вызывают уважение. У 21% опрошенных этот вопрос вызвал затруднение. Нашлись среди них и те, кто считает, что русскому народу гордиться нечем. Ответы остальных отражены в Диаграмме 2.

Согласованность в ответах относительно источников самоуважения русских коснулась только праздников в целом или каких-то конкретных праздничных дат, значимость которых можно рассматривать и как противопоставление обыденной, повседневной жизни. При этом на первое место вышли праздники религиозные.

Посещение церкви, православные праздники и связанные с ними обряды, религиозная терпимость русских вызывают положительные эмоции у 38% респондентов. Может показаться, что единая православ-ная вера, имеющая тысячелетнюю историю, ставшая основой русского национального самосознания, вновь становится существенным фактором единения русского народа. Однако полученный ранее показатель религиозной идентичности 0,02 ( ранг 9, Таблица 2), а также индекс значимости религиозных связей 1,94 (самый низкий для предложенных отношений, Таблица 3) ставят под сомнение искренность веры большинства русских в идеи православия и наталкивают на мысль о том, что религиозные традиции для русских – больше красивые и модные обряды, позволяющие ощутить мнимое этническое единство, чувство принадлежности к единой «родственной» общности людей.

На втором месте по числу упоминаний Новый Год (15% респондентов). 14% респондентов в качестве предмета национальной гордости указали русское гостеприимство и хлебосольство. Остальные ответы в связи с несогласованностью были объединены в разные смысловые группы (см. Диаграмма 2).

Помимо многочисленных праздников, являющихся для большинства символом праздности, веселья, отдыха, гуляний, то есть своеобразным противопоставлением повседневной жизни, высокую оценку получили качества русского национального характера, подробная оценка которых будет дана ниже.

Третьим значимым блоком стала гордость военной мощью русского народа. Прежде всего, это победа в Великой отечественной войне и празднование Дня Победы (указали 10% респондентов), а также крупные победы русской армии на протяжении всей истории русского народа, начиная от Куликовской битвы. В то же время не были упомянуты, например, День защитника Отечества, День космонавтики и многие другие праздники, еще несколько десятилетий назад символизировавшие патриотизм, военный и научный потенциал русского народа, или призванные символизировать единение русского народа в наши дни - День Конституции, День примирения и согласия.

Для выявления представлений русских о своем этносе респондентам были заданы следующие вопросы:
1. Что или кто для Вас является символом, олицетворением, «визитной карточкой» русского народа, понятия «русское». О чем можно сказать: «Это русское»?
2. Назовите пять характерных черт, свойственных, по Вашему мнению, русским.

В качестве альтернативы письменного ответа было разрешено нарисовать образ русского, рисунок должен отражать наиболее типичные, на взгляд респондентов, особенности русской национальности. В целях определения этнической толерантности русских по отношению к китайцам, изучения соотношения позитивности и негативности авто- и гетеростереотипов были изучены русские гетеростереотипы китайского этноса. Обработке подверглись ответы русских на аналогичные вопросы о китайском народе:
1. Что или кто для Вас является символом, олицетворением, «визитной карточкой» китайского народа, понятия «китайское». О чем можно сказать «это китайское»?
2. Назовите пять характерных черт, свойственных, по Вашему мнению, китайцам.

В результате обработки ответов (как в виде текста, так и в виде проективных рисунков) были выделены описательные характеристики русского и китайского этноса, сгруппированные в Таблице 4:

Таблица 4

Восприятие русского и китайского национального образа русскими респондентами

Смысловые группы Стимульный объект
Русские Китайцы
количество упоминаний (всего 408) доля смысловой группы в целостном образе количество упоминаний (всего 139) доля смысловой группы в целостном образе
Антропологические особенности внешности 3 <1% 9 6,5%
Язык 3 <1% 5 3,6%
Пища, напитки (в том числе национальная кухня) 57 (57) 14% 26 19%
Алкоголь 45 11% нет нет
Манера одеваться, одежда (в том числе национальная) 17 (13) 4% 7 5%
Государственно-политическая символика (в том числе советских и перестроечных времен) 38 (12) 9% 13 9%
История, культура, искусство, наука, в т.ч.
- известные личности
- конкретные произведения искусства
94
65
7
23% 43 31%
Природа (животные растения, особенности) 30 7% 1 <1%
Национально-культурные особенности, в т.ч. бытовые особенности / фольклор / прикладное искусство, ремесла 78
13/25/40
19% 15 11%
Религия, философия, этика 6 1,5% 6 4,3
Психологические особенности 37 9% 3 2%
Дополнительные группы
Товарно-денежные отношения 1 <0,5% 7 5%
Современность 7 1,5% 7 5%
Негативная символика (экономический кризис, взятки, олигархи и др.) 6 1,5% 4 3,6%

Представление об этносе на уровне индивидуального сознания состоит из ядерной и периферийной составляющих [4]. Ядерная составляющая национального образа – это относительно стабильный традиционно-бытовой уклад жизнедеятельности этноса, который определяется природными условиями, особенностями быта, национальной кухни, одежды, обычаев. Представление об этой стороне этноса формируется в результате непосредственной жизнедеятельности внутри этнической группы. Это стабильные, консервативные элементы. У русских респондентов национально-культурные особенности, которые должны были отражать традиционно-культурные условия жизнедеятельности этноса, изображают деревенскую специфику, патриархальный, старорусский уклад (матрешка, балалайка, самовар, народные промыслы), что подкрепляется элементами традиционно русской одежды (кокошник, сарафан, валенки, ушанка). Достаточно большой удельный вес в символике «русского» занимают алкогольные напитки, причем помимо водки, которая пришла на ум каждому третьему респонденту, имели место развернутые описания русского пристрастия к спиртному: «ходит на рогах», «пьяный как свинья», «валяется в канаве». По мнению некоторых психологов, «если в сознании респондентов присутствует представление о высоком потреблении алкоголя, это один из признаков накопившихся на уровне национального самосознания деструктивных тенденций и низкой способности народа к самосохранению». [4]

При этом Диаграмма 3 показывает наличие значительной дифференцированности представлений русских о своем этносе (кроме водки, матрешки, балалайки и Пушкина). Всего в ходе обследования было дано 409 характеристик, доля каждой из не представленных в Диаграмме 3 характеристик составляет менее 1,5% от общего числа.

Около 30% государственно-политической символики относится к эпохе СССР и «перестройке», что указывает на обращенность в прошлое. Но ярче всего русский этнос характеризуется, по мнению, респондентов, историческими победами, научными открытиями, всемирно известными произведениями культуры и искусства, а также национальными героями в области науки и культуры. Однако хронологически всё это относится к русской истории XII- пер.половине XX вв. Среди великих людей самыми молодыми оказа-лись Г. Уланова, А. Сахаров и А. Солженицын, последнее достижение науки – космическая ракета.

Экономическое, политическое, научно-техническое развитие, а также досуг относятся к динамиче-ским сторонам жизни этноса, информация об этом далеко не всегда получается в ходе непосредственного житейского опыта, а поступает извне. Кроме того, в силу динамизма, эта информация обычно преобладает в оценках «далеких» этносов, особенно на начальных этапах знакомства с ними. С русской современностью у респондентов возникали исключительно негативные ассоциации: употребление ненормативной лексики (русский мат), коррупция, мафия, вечный экономический кризис, олигархи. Политическая жизнь нашла отражение в единственном упоминании «Путин». В ответах респондентов не нашли отражения какие бы то ни было современные стороны жизни русского народа (политические, культурные, научные, спортивные и др.), кроме вышеупомянутых экономических характеристик.

Таким образом, в настоящее время сохранение позитивной этнической идентичности русскими осуществляется, в основном, путем обращения к своему историческому прошлому и православным традициям. Уход от реальности создает иллюзию существовавшего раньше могущества и величия, однако не решает современных проблем, о существовании которых свидетельствуют представления респондентов о национально-психологических особенностях русского этноса. Респондентов попросили назвать по пять характерных черт, свойственных русским и китайцам.

В результате были обнаружены яркие этнодифференцирующие признаки. Прежде всего, 37% рес-пондентов сошлись во мнении, что основные черты русского национального характера -пьянство и лень, в то же время, по мнению 58% опрошенных, основной чертой любого китайца является трудолюбие. 33% считает, что по отношению к людям русских отличает открытость, гостеприимство и щедрость, а китайцев, наоборот, наглость и хитрость. Другие представления не были достаточно согласованными, поэтому полученные ответы были разбиты на смысловые группы (Таблица 5): отношение к людям, отношение к труду, отношение к деньгам, свободное время и развлечения, адаптивные качества, ум и креативность, отношение к современности. Качественные отличия, присущие только русским или только китайцам, были объединений в группы «духовность и семейные отношения», «самобытность», «нечистоплотность».

Таблица 5

Представления русских об особенностях русского и китайского национального характера

Русские Китайцы
1. Отношение к труду
25% от всех характеристик 32% от всех характеристик

Соотношение позитивных и негативных автостереотипов 29% : 71%. Русские ленивые, безалаберные, безответственные, бесхозяйственные, безынициативные, привыкли подчиняться (не любят принимать решения), часто излишне интеллигентны, стыдятся и избегают низкоквалифицированной работы, при всей нелюбви к работе хотят много получать, поэтому чаще всего надеются на русские «авось» и «халяву». Хотя упорные и настойчивые в достижении поставленных целей.

Только позитивные гетеростереотипы , причем их доля составляет 1/3 от всех национальных характеристик. Китайцы трудолюбивые, отличаются высокой работоспособностью, усердные, целеустремленные, терпеливые, настойчивые, дисциплинированные. К тому же они активные (проявляют инициативу), предприимчивые (могут зарабатывать буквально на всем), небрезгливые (берутся за тяжелую, грязную, низкооплачиваемую работу).

2. Отношение к людям
26% от всех характеристик 25% от всех характеристик

Соотношение позитивных и негативных автостереотипов 80% : 20%. Русские считают себя открытыми, общительными, дружелюбными, гостеприимными, миролюбивыми, доб-родушными. Они доверчивые, терпимые, способны к состраданию и сопереживанию. Очень редко среди русских можно встретить хамство, наглость или высокомерие.

Соотношение позитивных и негативных гетеростереотипов зеркально противоположное 22% : 78%. По мнению русских, китайцы наглые, навязчивые, хитрые, коварные и злопамятные, замкнутые, агрессивные, бестактные, бесцеремонные, жестокие, эгоистичные, над-менные. В то же время, около 10% респондентов назвали китайцев доброжелательными, общительными, дружелюбными и гостеприимными.

3. Ум, креативность
9% от всех характеристик 4,5% от всех характеристик

Более 95% позитивных автостереотипов. Русские- творческие люди, сочетающие ум ( и образованность) и талант (изобретательность, смекалистость). Они привыкли творить, находить неординарные решения, изобретать. Способные и целеустремленные, но проявляют свои незаурядные способности только по вдохновению, творческому озарению, творить планомерно русские не могут.

Соотношение позитивных и негативных гетеростереотипов 69% : 31%. У китайцев отсутствует творческое начало. Однозначного мнения о том, глупы они или умны, не получено, но в одном респонденты полностью согласны: для китайцев характерная тяга к знаниям, они легко обучаемы благодаря природным способностям и усидчивости. Таким образом, даже если они не придумают что-то сами, то легко обучатся этому, переймут чужой опыт. Китайцы не творят, а копируют и дорабатывают.

4. Отношение к деньгам и другим ресурсам

(Сложно однозначно разделить стереотипы на позитивные и негативные, так как необходимо более глубокое исследование для нахождения грани например между жадностью, бережливостью, щедростью и расточительностью. Поэтому здесь на основе полученных стереотипов дана качественная характеристика представлений об отношении каждого этноса к материальных ресурсам.

7 %от всех характеристик 4% от всех характеристик

Экономически безграмотный и пассивный русский твердо уверен, что обделен материальны-ми благами, но стремится «получить» их, а не «заработать». А легко получив, достаточно легко и расстается с ними, что отражено в рас-пространенном стереотипе «русская щедрость» и соседствующих с ним транжирстве и мотовстве.

Китайцы не получают, а зарабатывают: любыми путями и средствами, на самой грязной и низкооплачиваемой работе. Представление русских об отношении китайцев к деньгам неоднозначно: половина респондентов считает китайцев просто жадными, вторая – оправдывает поведение китайцев суровой необходимостью и употребляет термины бережливость и экономность.

5. Адаптивность
13% от всех характеристик 13% от всех характеристик

Соотношение позитивных и негативных автостереотипов 43% : 57%. Русские достаточно уверенные в себе, с твердым характером, выносливые, с чувством юмора. Однако разобщенные, импульсивные, впечатлительные и романтичные, но, что самое главное, чрезмерно самобытные: любят себя и свои традиции, верят в свою исключительность, в связи с чем ценят независимость, прихотливы и несколько высокомерны.

Более 95% позитивных гетеростереотипов. Китайцы терпеливые, ответственные, отлича-ются организованность и дисциплинированно-стью, инициативны, но готовы подчиняться, сплоченные (всегда помогают друг другу), с оптимизмом смотря в будущее, и самое главное - очень неприхотливые, небрезгливые, очень легко приспосабливаются к новым условиям. По мнению русских, китайцы могут безболезненно адаптироваться к любым условиям жизнедеятельности.

6. Отношение к современной жизни
4,5% от всех характеристик 3,5% от всех характеристик

Соотношение позитивных и негативных автостереотипов 25% : 75%. Современный русский – политически и экономически неграмотный человек, пребывающий в состоянии депрессии, неудовлетворенный собственной жизни и постоянно «плачущийся в жилетку» по этому поводу. У большинства русских плохое здоровье. Бывают редкие исключения - жизнерадостные оптимисты.

Более 95% позитивных гетеростереотипов. Китайцы в целом чувствуют себя комфортно в современных условиях, удовлетворены своим положением, возможно, благодаря своей предприимчивости, а возможно, конфуцианские нормы морали научили их менее требовательно относиться к жизни. У китайцев хорошее здоровье.

7. Самобытность 7.Духовность, семейные традиции
4% от всех характеристик 6,5% от всех характеристик

Как уже было отмечено выше, русские любят называть себя самобытными, любят себя и свои традиции, верят в свою исключительность. Популярен миф о противоречивости русского характера, его загадочности, особенно для иностранцев.

Патриоты, уважают и ценят свою культуру и почитают национальные традиции; Характерные черты китайцев - религиозность, следование конфуцианским нормам морали и этики, коллективизм и взаимопомощь, тесные семейные связи (любовь к детям, уважение старших)

8. Нечистоплотность
5% от всех характеристик

Особое возмущение и неприятие вызывает у русских китайское неряшество, нечистоплотность, антисанитария на работе и в быту.

Для подтверждения правильности толкования представлений русских о самих себе и китайцах, был задан уточняющий вопрос «Что, по Вашему мнению, принципиально отличает китайцев от русских?»

Как видно из Диаграммы 4, помимо объективных различий (антропологические, язык и письменность, культура, традиции и др.- не заштрихованные столбцы диаграммы 4), среди субъективных представлений русских о принципиальном отличии от них китайцев (заштрихованные столбцы диаграммы 4) трудолюбие и свойство адаптивности, намного опережающие даже восприятие различий в китайском и русском языке и письменности, семейных ценностях и духовности, оптимизме.

На вопрос о том, что русским полезно было бы перенять у китайцев, были получены вполне предсказуемые ответы. Половина респондентов (47,3%) считают, что русским нужно учиться у китайцев отношению к труду: уважение к любому труду, трудолюбие и работоспособность.17,5% видят в китайцах пример патриотизма, высокой нравственности, почитания семейных традиций. 13,6% считают целесообразным перенять деловые качества, которых не хватает русским: рационализм, предприимчивость, расчетливость, практичность, но и добросовестность, честность, ответственность.

Таким образом, изучение авто- и гетеростереотипов русских показало, что ответы респондентов на вопрос о чувстве, вызываемом национальной принадлежностью (спокойной уверенность и гордость) не являются, на самом деле, подтверждением позитивного восприятия собственной этнической принадлежности. Преобладание негативных оценочных компонентов в самооценке русского этноса свидетельствует об угрозе позитивной этнической идентичности. Недостаток предприимчивости, расчетливости и рационализма, лень и склонность к пьянству и праздности, что дезадаптирует их в условиях современной жизнедеятельности, русские пытаются компенсировать в собственных глазах более высокими нравственными качествами – добротой, альтруизмом, отзывчивостью, эмоциональностью, творческим и интеллектуальным потенциалом, оправдать самобытностью, загадочностью русского характера.

Для конкретизации представлений о китайском народе русским респондентам был предложен вопрос: «Какими обычаями, традиционно установившимися общепринятыми нормами и порядками, связанными с культурой и историей Китая, могут гордиться китайцы?» Практически половина респондентов (47%) не смогли на него ответить. Остальные ответы показали бедность и обобщенность знаний и представлений о Китае и китайцах и практически полностью совпадали со смысловыми группами «история, культура, искусство, наука», «национально-культурные особенности», «религия, философия, этика», «национальная кухня», выявленными при изучении представлений русских о своем и китайском этносе. Итак, китайцы, по мнению русских респондентов, могут гордиться:


- древностью своей цивилизации, богатой культурой и историей, почитанием традиций (27,1%);
- искусством, культурой (цирк, фарфор, боевые искусства, театр, праздник фонарей, чайная церемония, роспись по шелку, живопись, фэн шуй) (21,4%)
- изобретениями (порох, бумага, фейерверк, компас, китайский гороскоп, воздушные змеи, лунный календарь, нетрадиционная медицина) (21,4%)
- трудолюбием (рисовые плантации, дисциплинированность, высокая производительность)(12,9%);
- национальной кухней (5,7%);
- стремительным непрерывным развитием государства (5,7%);
- космическими достижениями (5,7%);
- уважением старших, предков, национальных корней (5,7%).

Для оценки адекватности представлений русских о китайцах были изучены их основные источники получения информации о китайцах, их культуре, образе жизни и др. Респондентам было предложено проранжировать представленные источники получения информации в зависимости от их важности и информативности для самих респондентов. Оказалось, что основным источником представлений русских о китайцах является собственный опыт общения с иностранцами, аналогичный опыт родственников и знакомых, информация, поступающая из СМИ (Диаграмма 5). При этом только у 21% респондентов есть знакомые китайцы (одноклассник, коллега по работе, знакомый торговец на рынке). Менее 10% имеют друзей китайской национальности. На втором месте по информативности – СМИ (телевидение, газеты, радио).

Получается, что гетеростереотипы китайцев в сознании русских сформировались в основном:
1. на рынках, на улице, в транспорте и других общественных местах;
2. под воздействием СМИ;
3. во время обучения в школе и получения образования.

Российское фундаментальное образование давало и дает общие представления о восточных цивилизациях, государствах, их истории и культуре. Наибольшее внимание этому уделено в средних классах школы при изучении истории древнего мира. В ходе изучения истории России, новой и новейшей истории любые упоминания о Китае носят отрывочный характер (по сравнению с историей России и стран Европы). Таким образом, основное представление о Китае и китайцах закладывается в подростковом возрасте на уровне впечатлени - красочных рассказов об огромной цивилизации и могучем народе, богатейшей китайской культуре и произведениях искусства, научных достижениях. Нас восхищают императорские династии, красивые дворцовые церемонии с пышными одеждами, боевые искусства, китайские изобретения (порох и фейерверк, компас, бумага, шелк, оттисковое книгопечатание и др.), необычная храмовая архитектура, своеобразная поэзия, язык и иероглифика. Воспевается китайское трудолюбие, символизируемое огромными рисовыми полями, религиозность, высокая нравственность (буддизм, нормы этики и морали конфуцианства). Скорее всего, именно этим объясняются ответы о предмете китайской национальной гордости и высокая доля смысловых групп «национально-культурные особенности» и «история, культура, искусство, наука» в описательных характеристиках китайцев (Таблица 4). При этом обзорный характер школьных курсов не позволяет остановиться подробно на изучении китайской истории и культуры, в результате подростки имеют самые поверхностные, несколько однобокие знания, основанные на впечатлениях масштабности, необычности, непохожести на русское.

Лишь у некоторых эти впечатления перерастают в увлеченность Китаем (чтение книг, изучение языка). Большинство же становится свидетелем или участником сложившейся в последнее десятилетие в России устойчивой моды на «китайское»: увлечения ушу и фэн шуй, иероглифика в интерьерах, популярные в обществе высказывания Конфуция и Лао Цзы, китайские гороскоп и лунный календарь, нетрадиционная медицина, китайский цирк и т.д. Всё это носит характер необычного, экзотики. Стремительный экономический рост КНР, вступление в ВТО, военная мощь и фактическое приобретение статуса сверхдержавы и ранее принадлежавшей СССР роли противовеса США также не остается незамеченным как для России в целом, так и для жителей Дальнего Востока. Эти знания и впечатления также отражены в представлениях русских о символах китайского этноса, отождествляемого с китайской нацией и государством.

В то же время, на представления о китайских национально-психологических особенностях влияют «рыночные» и «уличные» впечатления. Русский человек, вооруженный знаниями об аристократическом прошлом Китая и его экономическом прорыве, приходит на рынок и сталкивается с китайским крестьянским настоящим (грязные, нечистоплотные, наглые, навязчивые, хитрые, коварные и злопамятные, замкнутые, агрессивные, бестактные, бесцеремонные – все эти стереотипы рыночных торговцев, характеристики «базарного» поведения). А с экрана телевизора и из газет идет информация: от политиков - о «желтой ползучей экспансии» и «экономическом захвате», от сотрудников МВД – об очередной потасовке в «китайском» ресторане или казино, от сотрудников миграционной службы – о выдворении очередной партии незаконных мигрантов, проживавших в гараже, от сотрудников таможенной службы – о контрабандном вывозе китайцами российских природных ресурсов. При этом передачи и статьи о современной Китае, его культуре, науке, экономике, быте простых китайцев можно перечесть по пальцам.

«Рыночные» и «газетные» впечатления противоречат ранее полученным знаниям, вызывают непонимание, недоумение, и уже русские испытывают своеобразный «культурный шок» при встрече с китайскими мигрантами, так как далеко не всегда осознают, что же ввело их в недоумение и почему китайцы вызы-вают у них неприятие и негативные эмоции.

Это подтверждают ответы респондентов на вопрос: «Что для Вас неприемлемо в поведении и образе жизни китайцев, живущих на Дальнем Востоке, вызывает у Вас неприятие, возмущение или другие негативные эмоции?» (Диаграмма 6). Так, для большей части респондентов неприемлемо «базарное» поведение китайцев: наглость, навязчивость, хамство, агрессивность, хитрость, грубость, недоброжелательность, высокомерие, пренебрежение. Не менее возмутительным для респондентов является потребительское отношение к России:

- пренебрежение российскими законами,( о котором русские могут судить только по информации из СМИ): мигранты часто въезжаю на территорию России и ввозят товар нелегально;
- неуважительное отношение к местному населению (продажа низкосортного товара, на который, од-нако, есть стабильный спрос; нежелание налаживать контакты с местным населением, плохое знание русского языка);
- потребительское отношение к российским природным ресурсам (браконьерство, загрязнение окружающей среды, особенно Амура).

Как уже ранее отмечалось, стабильно высок процент недовольства китайской нечистоплотностью и неаккуратностью, антисанитария на работе и в быту. Хотя о быте китайцев респонденты могут судить, в основном, также по репортажам местного телевидения и газетным статьям о нелегальных мигрантах. Оттуда же информация о территориальных претензиях («желтой угрозе», «территориальном захвате», «экономической экспансии») – попытки политиков манипулировать общественным сознанием.

Таким образом, в сознании русского населения возникает эмоционально- и рационально-негативное восприятие китайских мигрантов, основанное на:
- страхе (реальный опыт общения сильно отличается от предшествовавших этому опыту знаний и представлений);
- неприязни (русским приходится общаться с неряшливыми китайскими рабочими, часто вчерашними крестьянами, наименее грамотными и наиболее невежественными представителями китайского народа, причем межэтническое взаимодействие ограничивается продажей низкосортного товара и работой на стройках);
- обиде (мигрантам здесь комфортно, русским кажется, что эти самые грязные и хамоватые китайцы чувствуют себя на Дальнем Востоке хозяевами);
- возмущении (потребительское отношение к природе, неуважительное отношение к законам и местному населению);
- обеспокоенности (территориальная претензия).

Для всестороннего изучения представлений русских о характере межэтнических отношений, сложившихся на Дальнем Востоке, респондентам сначала было предложено оценить их по трехбалльной шкале (Диаграмма 7).

Затем было предложено описать в произвольной форме характер взаимоотношений между русскими и китайцами. (Диаграмма 8).

44,7% респондентов считают, что между русскими и китайцами сложились исключительно нейтрально-деловые, партнерские, торгово-экономические, рыночные отношения: китайцы приезжают зарабатывать деньги на Дальний Восток, при этом обеспечивают население необходимыми товарами и продуктами питания. 55,3% наоборот дали негативную характеристику межэтническому взаимодействию. И если 20,2% респондентов просто назвали отношения напряженными, натянутыми, то оставшаяся часть опрашиваемых объяснила свою оценку. 16,0% считают, что межэтническое взаимодействие не складывается по вине китайской стороны: китайцы наглые и агрессивные, потребительски, неуважительно и пренебрежительно относятся к местному населению, вывозят природные ресурсы, считают Россию обнищавшей, слабой страной. А нелюбовь русских – лишь ответ на такое поведение. 19,1% респондентов наоборот считают отношение русских к китайцам потребительским: русские, осознавая, что именно китайцы полностью обеспечивают их «ширпотребом» и продуктами, стараются вести себя высокомерно и пренебрежительно, с презрением относятся к китайским торговцам, обвиняют их в намерении захватить русские земли. Отсюда китайская закрытость и скрытая ненависть к русским.

Помимо этого 70% респондентов отметили, что на Дальнем Востоке проживают представители других национальностей, вызывающие большее недовольство и раздражение местного населения, чем китайцы. При этом 33% опрошенных пожаловались на «выходцев с Кавказа», ещё 13% - на цыган. Также упоминались, но сравнительно редко, представители коренных народов Приамурья, Средней Азии, евреи, корейцы, украинцы и др.

Исключительно товарно-денежный характер отношений между русскими и китайцами подтверждается степенью интенсивности межэтнических контактов, показателем которой может служить интенсивность межкультурных заимствований (степень взаимовлияния культур и доля психологических заимствований, характер которых дает качественную оценку этим взаимоотношениям).

Таблица 6

Взаимные заимствования из русской и китайской культур, по оценкам русских

Заимствования китайцев из русской культуры Заимствования русских из китайской культуры

затрудняюсь ответить

29,1%

затрудняюсь ответить

13,7%

ничего не переняли

8,1%

ничего не переняли

26,3%

русскую кухню

5,8%

китайскую кухню

27,4%

русский язык

4,7%

носим китайскую одежду

6,3%

негативные заимствования

29,1%

другое (доля каждого заимствования <1% от общего числа)

23,3%

другое (доля каждого заимствова-ния <1% от общего числа)

26,3%

Как видно из Таблицы 6, около 30% респондентов считают, что русские оказывают исключительно негативное влияние на мигрантов. Если в первые годы открытия российско-китайской границы китайцы казались трусливыми, бесправными, загнанными, тихими, вежливыми, с годами они, по мнению респондентов, научились у русских хамству, наглости, мату и пьянству, и год от года эти качества (по отношению к русским) проявляются с большей силой. Ещё 29,1% не смогли ответить на вопрос о заимствованиях, а почти 10% считают, что китайцы у нас ничего не переняли.

Отрицание заимствований из китайской культуры, с одной стороны, может быть свидетельством нежелания признавать эти заимствования. В то же время существенные заимствования и в самом деле могут просто отсутствовать: китайцы, с которыми приходится контактировать русским, в основном не являются носителями традиционной китайской культуры во всем её многообразии. Максимум, чем они могут поделиться, - китайскими рецептами национальной кухни (которую многие респонденты, к слову, путают с корейской). С другой стороны, возможно, у русских нет потребности в культурных заимствованиях благодаря собственному богатому культурному наследию, а психологические заимствования, которые, по признанию респондентов, были бы полезны русскому народу, возможно, предстоит перенять для сохранения собственной целостности и доминирования в регионе, однако это дело не одного десятилетия.

Несмотря на негативную или натянуто-нейтральную оценку отношений между русскими и китайцами и обособленное существование двух этносов, большинство респондентов согласны мириться с китайским присутствием на Дальнем Востоке. Степень «принятия» русскими китайцев, степень этнической толерантности к ним оценивалась с использованием шакалы социально- психологической близости Н.М.Лебедевой (модифицированная шкала социальной дистанции Богардуса), отражающей социально-психологические установки русских на желаемую близость с мигрантами. 11,7% опрошенных относятся к китайцам наиболее лояльно и допускают, чтобы китайцы стали членами их семьи. Примерно столько же (13%) категорически не хотят видеть их в России, а ещё 10,4% считают, что китайцы могут быть в России только туристами. Таким образом, несмотря на недовольство, возмущение и опасения, (63,3% респондентов считают, что китайская экспансия в принципе возможна), три четверти респондентов (76,6%) считают вполне приемлемым присутствие китайцев в Хабаровске в различных качествах (друзей, соседей, сослу-живцев или просто жителей). Однако это может свидетельствовать не только об этнической терпимости русских, но и об осознание ими взаимовыгодности сложившихся между русскими и китайцами отношений.

Так, респондентам было предложено оценить степень своего согласия с некоторыми газетными или телевизионными высказываниями о китайской миграции (5 – полностью согласен, 4 – скорее согласен, чем нет, 3 не знаю, так ли это, 2 – скорее не согласен, 1 – категорически не согласен). Из 61 утверждения наи-более согласованные ответы были получены на следующие 18 высказываний (см. Таблица 7)

Таблица 7

Степень согласия русских респондентов с наиболее распространенными в СМИ высказываниями о китайской миграции на Дальний Восток

Утверждение Степень согласия
1 Необходимо создавать некоторые дополнительные условия для быстрой и успешной адаптации приехавших на Дальний Восток китайцев

2,1

2 Китайцы должны учить русский язык, изучать и уважать русскую культуру, если хотят здесь жить и работать

4,3

3 По мере заселения Дальнего Востока китайцы ведут себя более нагло с русскими

4

4 Проблема нелегальной китайской миграции возникла из-за нежелания российских властей контролировать должным образом передвижение и деятельность иностранцев на Дальнем Востоке

3,9

5 Именно благодаря китайцам в 1990-е годы жители Дальнего Востока были обеспечены доступными продуктами, одеждой и предметами широкого потребления

3,9

6 Развитие торгово-экономических связей северо-восточного Китая с Дальним Востоком благоприят-но для России

3,9

7 Русские не в силах освоить большую территорию Дальнего Востока, поэтому нужно поощрять миграцию

2,1

8 Я бы согласился/согласилась за материальное вознаграждение (средняя зарплата в Хабаровском крае за год) оформить фиктивный брак с китаянкой/китайцем для её/его легализации на Дальнем Востоке

1,5

9 Нужно признать, что Россия – слабая страна, поэтому мы в принципе не сможем противостоять сильному соседу

2,1

10 Массовая китайская миграция привела к разграблению природных богатств Дальнего Востока и утечке валюты за рубеж

3,8

11 Китайская миграция для России необходима в связи с оттоком населения с Дальнего Востока и общим ухудшением демографической ситуации

2,1

12 Миграция китайцев угрожает санитарно-эпидемиологической обстановке на Дальнем Востоке

4,1

13 Ограничительные меры неэффективны и лишь порождают коррупцию

3,8

14 Проблемы миграции можно решить только через решение экономических проблем Дальнего Востока

4

15 Целесообразно привлекать на Дальний Восток не только китайцев, но и вьетнамцев, корейцев, иммигрантов из Индии, стран Африки, чтобы избежать доминирования одной этнической группы

2,3

16 Русские не должны заботиться об адаптации китайцев: если иностранцам здесь не нравится, то пусть уезжают

4,1

17 Нужно законодательно обязать китайцев служить в российской армии, а отслужившим предоставлять российское гражданство

1,7

18 Осложнения отношений с Россией на Дальнем Востоке не в интересах безопасности и успешного развития КНР

3,9

В дополнение к этому респондентам было предложено в произвольной форме описать специфику межэтнического взаимодействия на Дальнем Востоке. На основе анализа ответов были сделаны следующие выводы. Прежде всего стоить отметить, что респонденты не испытывают фатального страха перед угрожающей численностью китайцев на территории Дальнего Востока и «желтой угрозой», не могут однозначно согласиться с утверждениями о существовании в настоящий момент угрозы территориального или экономического захвата, конкуренции на рынке труда со стороны китайских рабочих, угрозы безопасности со стороны китайских криминальных группировок.

По мнению респондентов, необходимо учитывать особенности дальневосточного региона:
- удаленность от Центра и слабое внимание со стороны Правительства РФ,
- большая слабозаселенная территория с богатыми природными ресурсами,
- общая протяженная слабо охраняемая граница с КНР - стремительно развивающимся густонаселенным государством с дефицитом ресурсов и территориальными претензиями к России.

В связи с этим, несмотря на выраженное несогласие с поощрением миграции (утверждения 1,8, 17 в Таблице 7), русские считают целесообразным поддерживать сложившиеся экономические связи и товарно-денежные отношения, выгодные обеим сторонам, но уделять значительно больше внимания вопросу миграции на законодательном уровне (создание законов, соответствующих интересам национальной безопасности России и их выполнение).

Сами респонденты сделали прогнозы относительно возможного улучшение или, наоборот, обострения межнациональных отношений на Дальнем Востоке между русскими и китайцами. Полученные от респондентов ответы (всего 247) на вопрос том, от чего зависят межэтнические отношения на Дальнем Востоке в будущем и какие факторы могут оказать наибольшее влияние на ухудшение или улучшение ситуации, были условно разбиты на восемь смысловых групп (Таблица 8).

Таблица 8

Факторы, которые, по мнению русских, могут оказать влияние на изменение характера межэтнических отношений на Дальнем Востоке

Фактор Доля упоминаний

Законодательство. Улучшению ситуации будет способствовать увеличение внимания российского правительства вопросу миграции на федеральном и региональном уровнях. Необходимо проводить постоянный мониторинг ситуации, выработать миграционную политику государства, принимать адекватные времени миграционные законы в интересах национальной безопасности РФ и следить за их выполнением. Легальная миграция в определенных пределах допустима и даже полезна региону, необходимо вести борьбу с нелегальными мигрантами и российскими чиновниками, содействующими нелегалам в личных целях.

Принятие жестких законов, существенно ограничивающих миграционные потоки, может при-вести к обострению межэтнической ситуации, криминогенной обстановки и росту коррупции.

29,6%

Взаимоотношения между русскими и китайцами. Для улучшения межэтнических отношений необходимо не только развивать торгово-экономической сотрудничество с КНР, но и выходить за его рамки: развивать научное сотрудничество и культурные связи. Русские должны ближе познакомиться с современным Китаем и осознать разницу между индустриальными центрами и крестьянской провинцией: китайский этнос не ограничивается рыночными торговцами, владельцами казино и ресторанов. Элементарное взаимное уважение и вежливость всегда положительно влияют на любые контакты. Русские должны прекратить играть роль высокомерных хозяев территории (так как в ответ будут также получать пренебрежение и ненависть), а китайцы – помнить, что они здесь - гости, глубже знакомиться с русскими культурой и бытом и вести себя в соответствии со здешними нормами поведения, учить русский язык и общаться на нем.

Расширение прав и свобод китайцев (в том числе вхождение их представителей в политическую и деловую элиту края) может привести к резкому ухудшению отношений. Если русскому населению покажется, что его притесняют китайцы или русская деловая элита в интересах китайцев, а последние будут продолжать вести себя вызывающе, пренебрежительно и похамски с местным населением, неминуемо либо обострение межэтнической ситуации, либо резкий отток русского населения с Дальнего Востока. При этом могут активизироваться русские ультраправые национал-патриотические движения.

23,5%

Численность. На данный момент представления о численности китайцев на Дальнем Востоке не вызывают тревогу местного населения, однако нельзя допускать дальнейшее увеличение численности китайцев и оседание в России уже приехавших мигрантов. Если у местного населения возникнет чувство страха перед численностью китайцев, возможно обострение ситуации.

13,4%

Экономическая ситуация в регионе. Улучшение экономической ситуации в регионе и ощущение местным населением улучшения своего благосостояния благоприятно скажется на отношениях с мигрантами.

Развитие северо-западных провинций Китая, как и переориентация дальневосточной экономики на собственные ресурсы может вызвать естественный отток китайских мигрантов. Если же китайцы начнут спекулировать своей незаменимостью (завышать цены и занижать качество товара), это приведет к потере заинтересованности в них, а ухудшение материального положения русских может вызвать и озлобление.

10,9%

Территориальные претензии. Ощущение реальности угрозы территориального захвата Китаем российской территории может ухудшить отношение русских к китайцам.

4,9%

Экологическая ситуация. Ухудшение экологической ситуации в регионе по вине китайцев может ухудшить отношение русских к китайцам.

0,8%

Другое

3,6%

Затрудняюсь ответить.

13,4%

ВЫВОДЫ

Таким образом, данное этнопсихологическое исследование выявило следующие особенности адаптации китайцев на Дальнем Востоке по внешнему и системному критериям:

1. Значительная часть русских респондентов испытывает негативные чувства, связанные с этнической принадлежностью в связи с представлениями о присущих русским негативных характеристиках (пьянство, лень, пассивность, разобщенность, экономическая безграмотность и др.), мешающих адаптироваться к современным рыночным условиям. Для сохранения позитивной этнической идентичности активизировались механизмы социально-психологической защиты: обращение к положительно характеризующему русский этнос историческому прошлому, богатому победами, достижениями и открытиями, культурному наследию, а также выбор выгодных для русских критериев сравнения этносов (апеллирование к якобы свойственным русским высоким нравственным качествам, интеллектуальному и творческому потенциалу, самобытности, загадочности русского национального характера).

2. На фоне низкой ингрупповой самооценки русских выявлены позитивные гетеростереотипы ки-тайцев (за исключением недоброжелательности и хамства по отношению к русским, потребительского от-ношения к России). При этом позитивные представления о китайцах, основанные на полученных ранее знаниях, противоречат негативным впечатлениям от общения с китайскими мигрантами на территории России. Этот когнитивный диссонанс может стать причиной негативных оценок китайцев русскими.

3. На основе информации, поступающей из СМИ, и собственного опыта общения с мигрантами русские считают межэтнические отношения в регионе несколько напряженными и дают эмоционально-негативную оценку жизнедеятельности китайцев на Дальнем Востоке, сужая её до торговли на рынке и работе на стройках. В принципе не отрицая возможность китайской экспансии, русские считают, что на данный момент реальной угрозы со стороны китайских мигрантов нет, относятся к ним лояльно и согласны мириться с их присутствием на Дальнем Востоке, осознавая взаимовыгодность сложившихся торгово-экономических отношений.

4. При этом у местного населения существуют вполне определенные представления о факторах, которые могут способствовать улучшению и развитию межэтнических отношений: на государственном уровне - совершенствование российской законодательной базы, осуществление четкой миграционной по-литики, улучшение экономической ситуации в регионе; на межличностном уровне - взаимоуважение культур, традиций, обычаев, национально-психологических особенностей двух этнических групп.

5. Стабильная социально-экономическая ситуация в регионе является залогом сохранения сложившихся нейтральных отношений. Для улучшения ситуации китайцы должны учить русский язык, изучать и соблюдать нормы и правила, сложившиеся среди местного населения (поведение в общественных местах, внешний вид). Степень толерантности русских к китайцам зависит от лояльности местных СМИ, формирующих представления местного населения о китайских мигрантах, а также знаний местного населения о национально-психологических особенностях китайцев, их традициях, образе жизни, быте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После завершения данного исследования произошло существенное политическое событие, ока-завшее сильное влияние на характер межэтнического восприятия в дальневосточном регионе: передача Большого Уссурийского и Тарабарова островов Китаю. Передача островов вызвала бурную негативную реакцию населения Хабаровского края: Москва в очередной раз продемонстрировала безразличие к инте-ресам региона и аннулировала результаты многолетней борьбы краевого правительства за имеющие для Хабаровска стратегическое значение территории. При этом резко ухудшилось отношение местного насе-ления к китайским мигрантам: любая улыбка на лице китайца расценивается как радость за возвращенные Китаю территории, смех – как насмешка над слабыми русскими, появление китайца на набережной Амура – желание полюбоваться отошедшими Китаю островами (хотя с городской набережной их не видно). Су-щественное обострение межнациональных отношений теперь возможно в случае ухудшения экологиче-ской, эпидемиологической ситуации, возникновения проблем с водоснабжением города, так как городской водозабор фактически оказался на китайской территории.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бушар М. Православие как идеологическая основа становления русской нации.// Этнографическое обо-зрение. №4. 2002. С. 139-148.
2. Гельбрас В.Г. Россия в условиях глобальной китайской миграции. М.: Муравей, 2004. -203 с.
3. Девятов А. Красный дракон. Китай и Россия в XXI веке. М.: Алгоритм, 2002. -288 с.
4. Иванова Т.В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков. //Вопросы психо-логии. №2. 1998. С.71- 82.
5. Ключникова Л.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия. Диссер. …кандидата психолог.наук. М., 2001. -182 с.
6. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций /В.Г.Крысько. –М.: Изда-тельство «Экзамен», 2002.- 448 с.
7. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Диссер. …кандидата психолог.наук. М.,1980. -159 с.
8. Ларин А.Г. Китайцы в России вчера и сегодня: исторический очерк. М.: Муравей, 2003. -223 с.
9. Ларин В. Посланцы поднебесной на Дальнем Востоке: ответ алармистам. // Дальневосточный ученый. №20, 16 октября 2002.
10. Лебедева Н.М. Социальная психология аккультурации этнических групп. Диссер. …доктора психо-лог.наук. М.,1997. -294 с.
11. Мантаева К.А. Психологические особенности межэтнических отношений и пути их оптимизации. Дис-сер. …кандидата психолог.наук. М.,1998. -160 с.
12. Мельникова Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации. Диссер. …кандидата психолог.наук. СПб., 1999. -194 с.
13. Платонов Ю.П. Этническая психология. –СПб.: «Речь», 2001. -320 с.
14. Российский Дальний Восток и Северо-Восточная Азия. Проблемы экономического сотрудничества. Институт Дальнего Востока РАН. М.: Эдиториал УРСС, 1998. -248 с.
15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. -320 с.
16. Хрусталева Н.С. Психология эмиграции (Социально-психологические и личностные проблемы). Дис-сер. …доктора психолог.наук. –СПб., 1996. - 336 с.

Скачай Mail.ru Агент! Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования


Дальневосточный баннер



Сайт создан в системе uCoz