СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КИТАЙЦЕВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
|
||||||||||||||||||||||||
ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
|
Социально-психологическая адаптация к иной этнокультурной среде.С начала 90-х годов одной из социально-экономических проблем дальневосточного региона России стало резкое усиление внешнего миграционного давления. Проблема китайской миграции на Дальнем Востоке, тенденции ее развития и последствия для региона и России в целом стали одной из основных тем, изучаемых региональными и международными научно-исследовательскими центрами. Потенциальные масштабы миграции беспокоят многих российских ученых и региональных политиков, прогнозирующих неутешительные результаты "демографической агрессии": экономический кризис, социальная напряженность, ухудшение криминогенной и санитарно-эпидемиологической обстановки. В связи с этим в качестве одного из направлений государственной политики выделено обеспечение "этнокультурной безопасности", которое заключается в анализе и прогнозе идущих в стране процессов, выявлении угроз, устранении возникающих во взаимоотношениях между этническими группами трудностей и противоречий, предотвращении негативных тенденций. Недостаточно внимания уделяется изучению психологической составляющей трудностей межнационального взаимодействия. Межэтническое взаимодействие - неотъемлемая часть миграционного процесса, успешность и результат которого напрямую зависят от характера протекания процесса социально-психологической адаптации этнической группы к новой социокультурной среде. Изучение этого процесса позволяет, с одной стороны, прогнозировать возможные результаты межэтнического взаимодействия, с другой стороны, оказывать конструктивное влияние на ход самого процесса в целях достижения оптимального результата. Проанализировав работы отечественных и зарубежных психологов (Н.М.Лебедева, Н.Н.Мельникова, В.Г.Крысько, Т.Г.Стефаненко, Н.С.Хрусталева, Б.Ф.Поршнев, Boshner S, Berry J.W., Tajfel H. и др), рассмотрим составляющие процесса социально-психологической адаптации.
Несмотря на большое количество определений адаптации, ключевыми моментами в каждом из них остаются следующие:
Особенность социально - психологической адаптации - равная ценность взаимодействующих систем: и субъекта адаптации, и социума (а не приспособление к среде). При разрешении имеющихся противоречий в равной мере должны учитываться интересы обеих сторон. Модели взаимодействия в процессе адаптации (по Н.Н.Мельниковой, М.И.Сетрову, В.Г.Крысько). В начале адаптивного процесса две равноценные системы А и B по объективным причинам вступают во взаимодействие (этническая группа мигрантов и новая этнокультурная среда). Стоящие перед ними первоочередные задачи: установить непротиворечивый контакт и, при этом, сохранить свои основные свойства, - не всегда выполнимы одновременно. Обязательное условие сохранения контакта и его гармонизация - изменения в системах. Выделяют несколько вариантов таких изменений. 1) изменяется только система А, приспосабливаясь, подстраиваясь под систему В (либо наоборот). При этом система А чаще всего становится лишь элементом системы В с заранее заданными свойствами, удобными для В, или её «ресурсом». Уникальность и специфика объекта А теряется. В результате, вместо двух разных по характеристикам систем остается только одна (система «В-в»), вторая же исчезает как самостоятельная. Описанный способ адаптации решает проблему выживания, но такой вариант нельзя считать оптимальным. Один из критериев успешной адаптации - самосохранение системы в изменившейся среде. В рассмотренном случае изменившейся системе не удаётся сохранить свои основные параметры в социально - психологическом смысле, поэтому, задачу именно социально - психологической адаптации здесь можно считать нерешённой. С точки зрения этнопсихологии, рассмотренный вариант иллюстрирует ассимиляцию, для которой характерна утрата культурных особенностей и самосознания одной из этнических групп вплоть до полного растворения в доминантной группе, либо геноцид (уничтожение группы); 2) системы решают проблему взаимодействия за счёт нахождения узкой точки соприкосновения, когда используется лишь часть имеющихся свойств, легко координируемых с партнёром, остальные же функции и свойства остаются незадействованными (система «а-в»). Это непродуктивный исход, поскольку потеря части функций взаимодействующими системами снижает их общую организацию. Вновь образовавшаяся система оказывается менее жизнеспособной в более широкой среде. В отношении этнокультурного взаимодействия это процессы сегрегации, изоляции, сепаратизма -курсы на раздельное развитие групп, замкнутость, отказ от межэтнических контактов ради сохранения своей культурной идентичности 3) «симбиотическое» объединение. В этом случае исходные системы не толь-ко лишаются части своих полезных функций, но и утрачивают автономию и уже не могут более существовать независимо, что свидетельствует о ещё большем снижении их организации. Применительно к межэтническому взаимодействию вариант наиболее приближен к маргинализации - потеря группой национальной идентичности, однако взамен ничего не приобретается; 4) процесс оптимальной адаптации заключается в построении новой, более сложной и совершенной системы, в которую исходные объекты (адаптант и среда) входят в качестве подсистем, сохраняя достаточную долю автономии. (система «С»). Каждый занимает своё вполне определённое место, и общее функционирова-ние системы имеет некоторый положительный эффект по сравнению с изолирован-ным функционированием субъекта адаптации и противостоящей ему среды. Адаптант реализуется в продуктивной деятельности, которая, одновременно, приветствуется средой. Как правило, этот процесс сопровождается усложнением организации обеих сторон. Вероятность построения именно такой системы зависит от способности взаимодействующих субъектов к взаимокоординации через активное отражение свойств партнёра (другой стороны) и своих собственных свойств. В этом случае взаимодействие ведёт к изменениям, которые не случайны, а формируемы целенаправленно для каждой пары (группы) взаимодействующих субъектов. Этнопсихология называет этот вариант интеграцией - сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании. Экстраполируем определение социально-психологическая адаптация, данное И.К.Кряжевой, на процесс адаптации этнической группы к иной этнокультурной среде: это такое взаимодействие этнической группы и социокультурной среды, при котором происходит идентификация целей и ценностей группы и ее социального окружения, отождествление себя с окружающим социумом как с необходимой средой существования при одновременном самоопределении представителей группы в этой среде во всем многообразии их индивидуальных особенностей. При исследовании адаптации к иной этнокультурной среде, основное внимание направлено на социально-психологические процессы и явления, которые преломляются через этнокультурные характеристики адаптанта и среды. В определении, данном Т.К.Фоминой, адаптация личности в инонациональной среде представляет интериоризацию ею ценностей культуры другого народа как установок деятельности (при сохранении в полном объеме собственной этносоциальной идентификации). На процесс адаптации влияют глубина различий между культурами (язык, религия, социальные нормы, система ценностей, обычаи). Успешность социально-психологической адаптации обеспечивается в том случае, когда социум оказывается сферой реализации потребностей и стремлений представителей мигрировавшей этнической группы, служит раскрытию и развитию их индивидуальности, а адаптанты в социальном окружении могут «осуществить», «выполнить» себя ( по Кряжевой И.К). Характер и результат межэтнического взаимодействия во многом определяется целями, которые ставят перед собой мигранты. Весь арсенал целей процесса адаптации, предлагаемых разными авторами, можно организовать в иерархическую последовательность: приспособление -> сохранение переменных в пределах нормы -> уравновешивание и координация -> достижение некоторого сверхнормативного состояния, повышение уровня функционирования -> самореализация. Ближайшая цель определяется доминирующим мотивом. Основные мотивы (движущие силы, позволяющие стремиться к новому состоянию), реализуемые группой в процессе адаптации, иерархически неоднородны: избегание разрушения -> сохранение нормального функционирования -> достижение возможного оптимума -> развитие и усовершенствование. Доминирующий в настоящий момент мотив определяется исходным состоянием системы. Так, если ведущим является мотив избегания разрушения, то трудно говорить об эффективности и самовыражении. Поскольку адаптация строится на основе взаимодействия двух сторон, то естественно, что и критерии адаптированности/дезадаптированности также должны оценивать процесс двусторонне: со стороны адаптанта и со стороны среды. Как правило, выделяются три основных критерия: внешний, внутренний и системный. (А.Н.Жмыриков, И.К.Кряжева, А.А.Началджян, А.А.Реан, Л.В.Ключникова) Внешний критерий тесно связан с понятием «приспособление» (adjustment), определяет хорошую приспособленность, соответствие требованиям среды. Результат адаптации понимается как достижение желаемого поведения в среде и описывается в терминах эффективности, компетентности, успеха. Внутренний критерий чаще описывается через общее психологическое благополучие, комфорт, субъективную удовлетворённость своей позицией, социальное самочувствие. Внутренний критерий связан с возможностью удовлетворения инди-видуальных потребностей, самовыражением, сохранением внутренних энергетических ресурсов, отсутствием напряжения, тревоги, эскапизма. Говорят, что адаптация происходит с ориентацией на внешний критерий (приспособление к требованиям среды) или на внутренний критерий (поиск возможностей реализации субъективных стремлений и удовлетворения потребностей адаптанта). Системный критерий отражает характер взаимодействия индивида и среды. Наличие позитивных интеракций со средой, заинтересованность в контакте, активную реализацию внутриличностного потенциала в конкретных социальных услови-ях часто обозначают через понятие «включённость». Включённость характеризуется соответствием внутреннего психического состояния личности тем требованиям, которые предъявляет ей среда, при этом, среда является сферой реализации жизненных планов, потребностей и стремлений личности. Продуктивная творческая деятельность (самореализация) адаптанта принимается и позитивно оценивается социумом. Оптимальной адаптированностью можно считать лишь результат, удовлетворяющий требованиям трех критериев. Социально -психологическая адаптированность - динамическое понятие, которое максимально тесно соприкасается с понятием свойства адаптивности и заключается в способности к построению продуктивных систем взаимодействия. Такая способность отражается в стратегиях поведения, используемых адаптантами в процессе социально - психологической адаптации. Н.Н.Мельникова предложила классификацию, построенную на трёх основаниях: контактность, активность, направленность изменений. Последовательно трижды производя дихотомическое деление, можно теоретически сформировать 8 стратегий поведения.
Сочетание стратегий в индивидуальном поведении определяет стиль адаптации личности. Различные стратегии преследуют далеко неодинаковые цели, во многом противоречивые и даже иногда взаимоисключающие. В зависимости от сте-пени продуктивности, все возможные исходы можно разделить на четыре группы:
Адаптированность по внутреннему и внешнему критериям обеспечивается разным набором стратегий поведения. Так, для достижения адаптированности по внутреннему критерию наибольшее значение играют стратегии, направленные на изменение среды; для адаптированности по внешнему критерию - стратегии, направленные на внутренние изменения. Общий адаптивный потенциал каждой из стратегий также неодинаков. Он определяется основными характеристиками стратегий и выражается иерархическим рядом: преобразование - приспособление - уход либо выжидание - репрезентация себя - отказ от контакта. Оптимальный адаптивный эффект даёт сочетание в поведении двух стратегий, направленных на активное преобразование себя (№2), и активное преобразова-ние среды (№1), что соответствует теоретической модели оптимальной адаптации. Существует взаимосвязь между стратегиями адаптивного поведения и особенностями личности. Изучение личностных особенностей дает возможность прогнозировать использование определенного набора стратегий адаптации и повышать её адаптивный потенциал. На основании проведенных эмпирических исследований (Н.Н. Мельникова, Н.С.Хрусталева) выделили 5 стадий (фаз), которые проходят переселенцы в процессе адаптации к новой этнокультурной среде Одним из перспективных направлений может стать изучение и детальное, поэтапное описание процесса.
В ходе поэтапного исследования необходимо рассмотреть задачи, решаемые личностью на каждом этапе процесса адаптации, проанализировать динамику изменений не только традиционного эмоционального, но и когнитивного, и поведенческого компонентов, выявить типичные нарушения процесса, характерные для отдельных этапов. Проблема диагностики адаптированности решается через снятие параметров с двух сторон: по внутреннему критерию информацию в большинстве случаев получают со стороны самой личности, по внешнему - используют так называемую «объективную оценку» со стороны среды. Для оценки адаптированности по системному критерию существует также только два источника: самооценка личности и внешняя оценка. Проблема заключается в том, что очень часто эти оценки могут не совпадать. В контексте социально - психологической адаптации мы не можем говорить о каком - либо зафиксированном конечном состоянии адаптированности, это динамическое понятие. Необходимость постоянно возобновляющихся взаимодействий предполагает всё новые и новые изменения. Стремление к достижению, потребность в самовыражении может стимулировать дальнейшее разворачивание процесса, конечным результатом которого будет теперь уже некоторое сверхнормативное состояние. При ориентации на внутренний критерий, мы говорим о реализации инди-видуальных стремлений и самовыражении, при ориентации на внешний критерий - о социально полезной активности и эффективности. Координация же двух названных сверхнормативных состояний позволяет выйти на уровень самореализации, что является высшей ступенью процесса адаптации. В заключении выделим существенные особенности процесса социально - психологической адаптации, оказывающие влияние на процесс её изучения:
|
|||||||||||||||||||||||