|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КИТАЙЦЕВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ Главная Цели Теория Об авторе Гостевая книга Форум Полезные ссылки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Кубарский Денис Владимирович
Социально-психологическая адаптация китайцев на Дальнем Востоке в восприятии местного населенияВВЕДЕНИЕ С начала 90-х годов одной из социально-экономических проблем дальневосточного региона России (по мнению российских политиков и экономистов) стало резкое усиление внешнего миграционного давления. Проблема китайской миграции на Дальнем Востоке, тенденции ее развития и последствия для региона и России в целом стали одной из основных тем, изучаемых региональными и международными научно-исследовательскими центрами. Потенциальные масштабы миграции изучают многие российские ученые и политики. ([2], [3], [8], [9], [14]). Прогнозируются неутешительные результаты «демографической агрессии»: экономический кризис, социальная напряженность, ухудшение криминогенной и санитарно-эпидемиологической обстановки. Однако в рамках государственной политики по обеспечению этнокультурной безопасности недостаточно внимания уделяется изучению социально-психологической составляющей трудностей межэтнического взаимодействия. Межэтническое взаимодействие - неотъемлемая часть миграционного процесса, успешность и результат которого напрямую зависят от характера протекания социально-психологической адаптации этнической группы к новой социокультурной среде. Изучение этого процесса позволяет прогнозировать возможные результаты межэтнического взаимодействия и оказывать конструктивное влияние на ход самого процесса в целях достижения оптимальных результатов, соответствующих интересам стратегической безопасности региона. Проблемы социально-психологической адаптации изучаются многими отечественными психологами (Ключникова Л.В., Кряжева И.К., Лебедева Н.М., Мантаева К.А., Мельникова Н.Н., Стефаненко Т.Г., Хрусталева Н.С. и др.). Под социально-психологической адаптацией этнической группы к иной этнокультурной среде мы будем понимать такое взаимодействие группы и среды (и результат этого взаимодействия), при котором происходит взаимное согласование целей и ценностей данной группы и ее социального окру-жения, отождествление себя с окружающим социумом как с необходимой средой существования при одновременном самоопределении представителей группы в этой среде во всем многообразии их индивидуальных особенностей. При этом этнические группы рассматриваются как единые и целостные субъекты межгруппового взаимодействия и взаимовосприятия. Поскольку адаптация строится на основе взаимодействия двух сторон, оценивать процесс необходимо двусторонне: со стороны адаптанта и со стороны среды. В связи с этим выделенные различными учеными критерии адаптированности/дезадаптированности условно можно разделить на три группы: внешние, внутренние и системные. [12] Внешний критерий тесно связан с понятием «приспособление» (adjustment), определяет хорошую приспособленность, соответствие требованиям среды. Результат адаптации понимается как достижение желаемого поведения в среде и описывается в терминах эффективности, компетентности, успеха. Внутренний критерий чаще описывается через общее психологическое благополучие, комфорт, субъективную удовлетворённость своим положением, социальное самочувствие. Внутренний критерий связан с возможностью удовлетворения индивидуальных потребностей, самовыражением, сохранением внутренних энергетических ресурсов, отсутствием напряжения, тревоги, эскапизма. Адаптация происходит либо с ориентацией на внешний критерий (приспособление к требованиям среды), либо на внутренний критерий (поиск возможностей реализации субъективных стремлений и удовлетворения потребностей адаптанта). Системный критерий отражает характер взаимодействия адаптанта и среды: наличие позитивных интеракций со средой, заинтересованность в контакте, степень реализации внутриличностного потенциала – всё это в конкретных социальных условиях часто обозначают через понятие «включённость». Включённость характеризуется соответствием внутреннего психического состояния личности тем требованиям, которые предъявляет ей среда, при этом, среда является сферой реализации жизненных планов, потребностей и стремлений личности. Продуктивная творческая деятельность (самореализация) адаптанта принимается и позитивно оценивается социумом. Оптимальной адаптированностью можно считать лишь результат, удовлетворяющий требованиям вышеперечисленных трех критериев. Таким образом, для определения степени успешности процесса социально-психологической адаптации этнической группы к новой этнокультурной среде необходимо его трехстороннее изучение в соответствии с выделенными группами критериев адаптированности.
Цели исследования:
МЕТОДИКА
Респонденты. Пилотажное исследование, результаты которого представлены ниже, проводилось в городе Хабаровске в августе-сентябре 2004 года, объектом эмпирического исследования выступили 89 хабаровчан, русские по национальности. Распределение выборки по полу: мужчины – 40,4%, женщины – 59,6%. Возраст респондентов от 17 до 62 лет. Образование высшее, незаконченное высшее, средне-специальное, среднее. 42,7% респондентов – атеисты, 37,1% - православные христиане, 20,2% - представи-тели других конфессий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Одним из важных факторов, который необходимо учитывать при изучении особенностей адаптации этнических групп к новой социокультурной среде и межэтнических отношений, является адекватность межгруппового восприятия. На основе информации, полученной в результате индивидуальных контактов представителей различных этничских групп, а также в ходе обмена информацией внутри каждой этнической группы в групповом сознании каждой из них формируется социально-перцептивный образ оцениваемой группы. Неадекватность объективного и субъективного образа группы имеет закономерный характер и объясняется феноменами ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации. Отношение к чужой этнической группе во многом определяется этнической идентичностью представителя доминирующего этноса. Существует тесная внутренняя связь между позитивной групповой (этнической) идентичностью и аутгрупповой (межэтнической) толерантностью. [10]. Поэтому прежде всего были изучены представления респондентов о значимости этнической принадлежности и их автостереотипы. По мнению большинства респондентов, принявших участие в исследовании, этническая идентичность человека не имеет существенного значения. Только 35% называют национальность одной из важнейших характеристик человека, столько же считают необходимым учитывать национальность как второстепенную характеристику, которая позволяет спрогнозировать некоторые особенности личности, 30% считают, что национальность никак не характеризует человека. Этническая идентичность - это не только чувство принадлежности к группе, знания и представления об особенностях собственного этноса и осознание себя его членом на основе этнодифференцирующих признаков. Для ситуации взаимодействия русского и китайского этносов в связи с яркими и своеобразными культурами, языком, письменностью, историей этих народов, существенными антропологическими различиями правомерно предположить наличие нормальной этнической идентичности. Однако особое внимание следует уделить изучению её валентности, то есть чувств, которые вызывает этническая принадлежность, значимость и ценность для респондента принадлежности к своей этнической группе. В данном исследовании значимость этнической идентичности респондентов определялась рангом и частотой называния этнонима в тесте М.Куна и Макпартленда «Кто Я?», а также индексом значимости этнических связей. В результате анализа полученные ответы были рассортированы на восемь условных групп, представляющих различные виды идентичности (Таблица 1). При этом этническая идентичность целенаправленно была выделена из структуры социальной идентичности в качестве самостоятельного пункта. Таблица 1 Идентификационная матрица русских
Любой человек стремится к позитивной идентичности, также как и позитивному самоуважению. Потребность в самоуважении люди реализуют через отождествление себя с определенной социальной группой. В таблице 1 можно выделить две превалирующие идентичности: социальную и глобальную. При этом видна высокая значимость семейно-ролевой и профессиональной принадлежности респондентов. В то же время высокий уровень личностных (ранг 2) и глобальных (ранг 3) показателей может свидетельствовать об активизации защитных механизмов, вызванных ощущением нестабильности в обществе. Для сохранения личностного благополучия респонденты отдают предпочтение личной идентичности, осознавая себя, прежде всего, уникальными индивидами, а не членами группы (личность, индивидуальность, исключительный) и дают себе качественную оценку безотносительно социальной принадлежности, а с другой стороны, обращаются к более широким планетарным понятиям (человек, землянин). При этом наблюдается достаточно низкий удельный вес таких компонентов как гражданская идентичность (относительное среднее значение 0,35) и территориальная привязанность (региональная идентичность 0,1). Этнический компонент в структуре личности на уровне самоопределения респондентов проявился достаточно слабо (относительное среднее значение всего 0,25, ранг 7). Чуть более 25% респондентов указали значимость для себя этнической принадлежности, причем для этой группы относительное среднее значение этнической идентичности достаточно высок (5,09). Обращает на себя внимание тот факт, что у 84% респондентов, считающих национальность одной из важнейших характеристик, отсутствовали показатели этнической идентичности в ответах на тест «Кто Я?». Относительная значимость этнической принадлежности респондентов, определяемая индексами значимости различных видов отношений между людьми, полученными в результате ранжирования респондентами пяти видов связей (религиозные, национальные, деловые, товарищеские, родственные), оказалась также достаточно низкой (2,56) по сравнению с деловыми, товарищескими и родственными связями (Таблица 2). Таблица 2 Значимость различных видов социальных связей (отношений) для русских
Из Таблицы 3 видно, что в конфликтной ситуации (при разрешении споров, противоречий, претензий и т.д.) национальная принадлежность оппонента также не имеет принципиального значения (индекс значимости 2,87). Таблица 3 Значимости для русских характеристик «противника» в конфликтной ситуации
Таким образом, полученные данные показывают, что для русских респондентов, принявших участие в исследовании, национальная принадлежность является далеко не главной характеристикой человека, а этническая составляющая их идентичности выражена слабо. Это свидетельствует об относительно стабильности ситуации в сфере межэтнических отношений в крае. Помимо значимости этнической идентичности важным показателем является её валентность, так как от того, насколько позитивно воспринимается принадлежность к собственной этнической группе (желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа), зависит и уровень этнической толерантности по отношению к другим этническим группам. Степень переживания этнической принадлежности русских респондентов представлена на Диаграмме 1.
Таким образом, легко заметить, что у 65,8% респондентов принадлежность к русскому этносу вызы-вает преимущественно положительные чувства (гордость и спокойная уверенность), у 22,8% - нейтральные, и только 19% опрошенных испытывают обиду, отчаяние, стыд или унижение в связи со своей национальностью. У 15% опрошенных принадлежность к русскому этносу вызвала смешанные чувства. На первый взгляд, налицо позитивная этническая идентичность русских. Для подтверждения (или опровержения) данного факта были изучены этнические стереотипы респондентов, так как валентность этнической идентичности может быть определена соотношением позитивных и негативных автостереотипов. Самооценка контактирующих этносов имеет важное значение для межэтнических отношений. Нега-тивная этническая идентичность делает человека инертным, пассивным, не стремящимся изменить сложившееся положение. В то же время сверхпозитивная этническая идентичность, подчеркнутая исключительность ведет к стремлению доминировать над представителями других этнических групп. Для выявления валентности этнической идентичности был задан вопрос о том, какие обычаи, традиционно установившиеся общепринятые порядки, связанные с культурой и историей русского народа, производят на вас положительно впечатление, вызывают уважение. У 21% опрошенных этот вопрос вызвал затруднение. Нашлись среди них и те, кто считает, что русскому народу гордиться нечем. Ответы остальных отражены в Диаграмме 2.
Согласованность в ответах относительно источников самоуважения русских коснулась только праздников в целом или каких-то конкретных праздничных дат, значимость которых можно рассматривать и как противопоставление обыденной, повседневной жизни. При этом на первое место вышли праздники религиозные. Посещение церкви, православные праздники и связанные с ними обряды, религиозная терпимость русских вызывают положительные эмоции у 38% респондентов. Может показаться, что единая православ-ная вера, имеющая тысячелетнюю историю, ставшая основой русского национального самосознания, вновь становится существенным фактором единения русского народа. Однако полученный ранее показатель религиозной идентичности 0,02 ( ранг 9, Таблица 2), а также индекс значимости религиозных связей 1,94 (самый низкий для предложенных отношений, Таблица 3) ставят под сомнение искренность веры большинства русских в идеи православия и наталкивают на мысль о том, что религиозные традиции для русских – больше красивые и модные обряды, позволяющие ощутить мнимое этническое единство, чувство принадлежности к единой «родственной» общности людей. На втором месте по числу упоминаний Новый Год (15% респондентов). 14% респондентов в качестве предмета национальной гордости указали русское гостеприимство и хлебосольство. Остальные ответы в связи с несогласованностью были объединены в разные смысловые группы (см. Диаграмма 2). Помимо многочисленных праздников, являющихся для большинства символом праздности, веселья, отдыха, гуляний, то есть своеобразным противопоставлением повседневной жизни, высокую оценку получили качества русского национального характера, подробная оценка которых будет дана ниже. Третьим значимым блоком стала гордость военной мощью русского народа. Прежде всего, это победа в Великой отечественной войне и празднование Дня Победы (указали 10% респондентов), а также крупные победы русской армии на протяжении всей истории русского народа, начиная от Куликовской битвы. В то же время не были упомянуты, например, День защитника Отечества, День космонавтики и многие другие праздники, еще несколько десятилетий назад символизировавшие патриотизм, военный и научный потенциал русского народа, или призванные символизировать единение русского народа в наши дни - День Конституции, День примирения и согласия.
Для выявления представлений русских о своем этносе респондентам были заданы следующие вопросы:
В качестве альтернативы письменного ответа было разрешено нарисовать образ русского, рисунок должен отражать наиболее типичные, на взгляд респондентов, особенности русской национальности.
В целях определения этнической толерантности русских по отношению к китайцам, изучения соотношения позитивности и негативности авто- и гетеростереотипов были изучены русские гетеростереотипы китайского этноса. Обработке подверглись ответы русских на аналогичные вопросы о китайском народе:
В результате обработки ответов (как в виде текста, так и в виде проективных рисунков) были выделены описательные характеристики русского и китайского этноса, сгруппированные в Таблице 4: Таблица 4 Восприятие русского и китайского национального образа русскими респондентами
Представление об этносе на уровне индивидуального сознания состоит из ядерной и периферийной составляющих [4]. Ядерная составляющая национального образа – это относительно стабильный традиционно-бытовой уклад жизнедеятельности этноса, который определяется природными условиями, особенностями быта, национальной кухни, одежды, обычаев. Представление об этой стороне этноса формируется в результате непосредственной жизнедеятельности внутри этнической группы. Это стабильные, консервативные элементы. У русских респондентов национально-культурные особенности, которые должны были отражать традиционно-культурные условия жизнедеятельности этноса, изображают деревенскую специфику, патриархальный, старорусский уклад (матрешка, балалайка, самовар, народные промыслы), что подкрепляется элементами традиционно русской одежды (кокошник, сарафан, валенки, ушанка). Достаточно большой удельный вес в символике «русского» занимают алкогольные напитки, причем помимо водки, которая пришла на ум каждому третьему респонденту, имели место развернутые описания русского пристрастия к спиртному: «ходит на рогах», «пьяный как свинья», «валяется в канаве». По мнению некоторых психологов, «если в сознании респондентов присутствует представление о высоком потреблении алкоголя, это один из признаков накопившихся на уровне национального самосознания деструктивных тенденций и низкой способности народа к самосохранению». [4]
При этом Диаграмма 3 показывает наличие значительной дифференцированности представлений русских о своем этносе (кроме водки, матрешки, балалайки и Пушкина). Всего в ходе обследования было дано 409 характеристик, доля каждой из не представленных в Диаграмме 3 характеристик составляет менее 1,5% от общего числа. Около 30% государственно-политической символики относится к эпохе СССР и «перестройке», что указывает на обращенность в прошлое. Но ярче всего русский этнос характеризуется, по мнению, респондентов, историческими победами, научными открытиями, всемирно известными произведениями культуры и искусства, а также национальными героями в области науки и культуры. Однако хронологически всё это относится к русской истории XII- пер.половине XX вв. Среди великих людей самыми молодыми оказа-лись Г. Уланова, А. Сахаров и А. Солженицын, последнее достижение науки – космическая ракета. Экономическое, политическое, научно-техническое развитие, а также досуг относятся к динамиче-ским сторонам жизни этноса, информация об этом далеко не всегда получается в ходе непосредственного житейского опыта, а поступает извне. Кроме того, в силу динамизма, эта информация обычно преобладает в оценках «далеких» этносов, особенно на начальных этапах знакомства с ними. С русской современностью у респондентов возникали исключительно негативные ассоциации: употребление ненормативной лексики (русский мат), коррупция, мафия, вечный экономический кризис, олигархи. Политическая жизнь нашла отражение в единственном упоминании «Путин». В ответах респондентов не нашли отражения какие бы то ни было современные стороны жизни русского народа (политические, культурные, научные, спортивные и др.), кроме вышеупомянутых экономических характеристик. Таким образом, в настоящее время сохранение позитивной этнической идентичности русскими осуществляется, в основном, путем обращения к своему историческому прошлому и православным традициям. Уход от реальности создает иллюзию существовавшего раньше могущества и величия, однако не решает современных проблем, о существовании которых свидетельствуют представления респондентов о национально-психологических особенностях русского этноса. Респондентов попросили назвать по пять характерных черт, свойственных русским и китайцам. В результате были обнаружены яркие этнодифференцирующие признаки. Прежде всего, 37% рес-пондентов сошлись во мнении, что основные черты русского национального характера -пьянство и лень, в то же время, по мнению 58% опрошенных, основной чертой любого китайца является трудолюбие. 33% считает, что по отношению к людям русских отличает открытость, гостеприимство и щедрость, а китайцев, наоборот, наглость и хитрость. Другие представления не были достаточно согласованными, поэтому полученные ответы были разбиты на смысловые группы (Таблица 5): отношение к людям, отношение к труду, отношение к деньгам, свободное время и развлечения, адаптивные качества, ум и креативность, отношение к современности. Качественные отличия, присущие только русским или только китайцам, были объединений в группы «духовность и семейные отношения», «самобытность», «нечистоплотность». Таблица 5 Представления русских об особенностях русского и китайского национального характера
Для подтверждения правильности толкования представлений русских о самих себе и китайцах, был задан уточняющий вопрос «Что, по Вашему мнению, принципиально отличает китайцев от русских?»
Как видно из Диаграммы 4, помимо объективных различий (антропологические, язык и письменность, культура, традиции и др.- не заштрихованные столбцы диаграммы 4), среди субъективных представлений русских о принципиальном отличии от них китайцев (заштрихованные столбцы диаграммы 4) трудолюбие и свойство адаптивности, намного опережающие даже восприятие различий в китайском и русском языке и письменности, семейных ценностях и духовности, оптимизме. На вопрос о том, что русским полезно было бы перенять у китайцев, были получены вполне предсказуемые ответы. Половина респондентов (47,3%) считают, что русским нужно учиться у китайцев отношению к труду: уважение к любому труду, трудолюбие и работоспособность.17,5% видят в китайцах пример патриотизма, высокой нравственности, почитания семейных традиций. 13,6% считают целесообразным перенять деловые качества, которых не хватает русским: рационализм, предприимчивость, расчетливость, практичность, но и добросовестность, честность, ответственность. Таким образом, изучение авто- и гетеростереотипов русских показало, что ответы респондентов на вопрос о чувстве, вызываемом национальной принадлежностью (спокойной уверенность и гордость) не являются, на самом деле, подтверждением позитивного восприятия собственной этнической принадлежности. Преобладание негативных оценочных компонентов в самооценке русского этноса свидетельствует об угрозе позитивной этнической идентичности. Недостаток предприимчивости, расчетливости и рационализма, лень и склонность к пьянству и праздности, что дезадаптирует их в условиях современной жизнедеятельности, русские пытаются компенсировать в собственных глазах более высокими нравственными качествами – добротой, альтруизмом, отзывчивостью, эмоциональностью, творческим и интеллектуальным потенциалом, оправдать самобытностью, загадочностью русского характера. Для конкретизации представлений о китайском народе русским респондентам был предложен вопрос: «Какими обычаями, традиционно установившимися общепринятыми нормами и порядками, связанными с культурой и историей Китая, могут гордиться китайцы?» Практически половина респондентов (47%) не смогли на него ответить. Остальные ответы показали бедность и обобщенность знаний и представлений о Китае и китайцах и практически полностью совпадали со смысловыми группами «история, культура, искусство, наука», «национально-культурные особенности», «религия, философия, этика», «национальная кухня», выявленными при изучении представлений русских о своем и китайском этносе. Итак, китайцы, по мнению русских респондентов, могут гордиться:
Для оценки адекватности представлений русских о китайцах были изучены их основные источники получения информации о китайцах, их культуре, образе жизни и др. Респондентам было предложено проранжировать представленные источники получения информации в зависимости от их важности и информативности для самих респондентов. Оказалось, что основным источником представлений русских о китайцах является собственный опыт общения с иностранцами, аналогичный опыт родственников и знакомых, информация, поступающая из СМИ (Диаграмма 5). При этом только у 21% респондентов есть знакомые китайцы (одноклассник, коллега по работе, знакомый торговец на рынке). Менее 10% имеют друзей китайской национальности. На втором месте по информативности – СМИ (телевидение, газеты, радио).
Получается, что гетеростереотипы китайцев в сознании русских сформировались в основном:
Российское фундаментальное образование давало и дает общие представления о восточных цивилизациях, государствах, их истории и культуре. Наибольшее внимание этому уделено в средних классах школы при изучении истории древнего мира. В ходе изучения истории России, новой и новейшей истории любые упоминания о Китае носят отрывочный характер (по сравнению с историей России и стран Европы). Таким образом, основное представление о Китае и китайцах закладывается в подростковом возрасте на уровне впечатлени - красочных рассказов об огромной цивилизации и могучем народе, богатейшей китайской культуре и произведениях искусства, научных достижениях. Нас восхищают императорские династии, красивые дворцовые церемонии с пышными одеждами, боевые искусства, китайские изобретения (порох и фейерверк, компас, бумага, шелк, оттисковое книгопечатание и др.), необычная храмовая архитектура, своеобразная поэзия, язык и иероглифика. Воспевается китайское трудолюбие, символизируемое огромными рисовыми полями, религиозность, высокая нравственность (буддизм, нормы этики и морали конфуцианства). Скорее всего, именно этим объясняются ответы о предмете китайской национальной гордости и высокая доля смысловых групп «национально-культурные особенности» и «история, культура, искусство, наука» в описательных характеристиках китайцев (Таблица 4). При этом обзорный характер школьных курсов не позволяет остановиться подробно на изучении китайской истории и культуры, в результате подростки имеют самые поверхностные, несколько однобокие знания, основанные на впечатлениях масштабности, необычности, непохожести на русское. Лишь у некоторых эти впечатления перерастают в увлеченность Китаем (чтение книг, изучение языка). Большинство же становится свидетелем или участником сложившейся в последнее десятилетие в России устойчивой моды на «китайское»: увлечения ушу и фэн шуй, иероглифика в интерьерах, популярные в обществе высказывания Конфуция и Лао Цзы, китайские гороскоп и лунный календарь, нетрадиционная медицина, китайский цирк и т.д. Всё это носит характер необычного, экзотики. Стремительный экономический рост КНР, вступление в ВТО, военная мощь и фактическое приобретение статуса сверхдержавы и ранее принадлежавшей СССР роли противовеса США также не остается незамеченным как для России в целом, так и для жителей Дальнего Востока. Эти знания и впечатления также отражены в представлениях русских о символах китайского этноса, отождествляемого с китайской нацией и государством. В то же время, на представления о китайских национально-психологических особенностях влияют «рыночные» и «уличные» впечатления. Русский человек, вооруженный знаниями об аристократическом прошлом Китая и его экономическом прорыве, приходит на рынок и сталкивается с китайским крестьянским настоящим (грязные, нечистоплотные, наглые, навязчивые, хитрые, коварные и злопамятные, замкнутые, агрессивные, бестактные, бесцеремонные – все эти стереотипы рыночных торговцев, характеристики «базарного» поведения). А с экрана телевизора и из газет идет информация: от политиков - о «желтой ползучей экспансии» и «экономическом захвате», от сотрудников МВД – об очередной потасовке в «китайском» ресторане или казино, от сотрудников миграционной службы – о выдворении очередной партии незаконных мигрантов, проживавших в гараже, от сотрудников таможенной службы – о контрабандном вывозе китайцами российских природных ресурсов. При этом передачи и статьи о современной Китае, его культуре, науке, экономике, быте простых китайцев можно перечесть по пальцам. «Рыночные» и «газетные» впечатления противоречат ранее полученным знаниям, вызывают непонимание, недоумение, и уже русские испытывают своеобразный «культурный шок» при встрече с китайскими мигрантами, так как далеко не всегда осознают, что же ввело их в недоумение и почему китайцы вызы-вают у них неприятие и негативные эмоции. Это подтверждают ответы респондентов на вопрос: «Что для Вас неприемлемо в поведении и образе жизни китайцев, живущих на Дальнем Востоке, вызывает у Вас неприятие, возмущение или другие негативные эмоции?» (Диаграмма 6). Так, для большей части респондентов неприемлемо «базарное» поведение китайцев: наглость, навязчивость, хамство, агрессивность, хитрость, грубость, недоброжелательность, высокомерие, пренебрежение. Не менее возмутительным для респондентов является потребительское отношение к России:
- пренебрежение российскими законами,( о котором русские могут судить только по информации из СМИ): мигранты часто въезжаю на территорию России и ввозят товар нелегально;
Как уже ранее отмечалось, стабильно высок процент недовольства китайской нечистоплотностью и неаккуратностью, антисанитария на работе и в быту. Хотя о быте китайцев респонденты могут судить, в основном, также по репортажам местного телевидения и газетным статьям о нелегальных мигрантах. Оттуда же информация о территориальных претензиях («желтой угрозе», «территориальном захвате», «экономической экспансии») – попытки политиков манипулировать общественным сознанием.
Таким образом, в сознании русского населения возникает эмоционально- и рационально-негативное восприятие китайских мигрантов, основанное на:
Для всестороннего изучения представлений русских о характере межэтнических отношений, сложившихся на Дальнем Востоке, респондентам сначала было предложено оценить их по трехбалльной шкале (Диаграмма 7).
Затем было предложено описать в произвольной форме характер взаимоотношений между русскими и китайцами. (Диаграмма 8).
44,7% респондентов считают, что между русскими и китайцами сложились исключительно нейтрально-деловые, партнерские, торгово-экономические, рыночные отношения: китайцы приезжают зарабатывать деньги на Дальний Восток, при этом обеспечивают население необходимыми товарами и продуктами питания. 55,3% наоборот дали негативную характеристику межэтническому взаимодействию. И если 20,2% респондентов просто назвали отношения напряженными, натянутыми, то оставшаяся часть опрашиваемых объяснила свою оценку. 16,0% считают, что межэтническое взаимодействие не складывается по вине китайской стороны: китайцы наглые и агрессивные, потребительски, неуважительно и пренебрежительно относятся к местному населению, вывозят природные ресурсы, считают Россию обнищавшей, слабой страной. А нелюбовь русских – лишь ответ на такое поведение. 19,1% респондентов наоборот считают отношение русских к китайцам потребительским: русские, осознавая, что именно китайцы полностью обеспечивают их «ширпотребом» и продуктами, стараются вести себя высокомерно и пренебрежительно, с презрением относятся к китайским торговцам, обвиняют их в намерении захватить русские земли. Отсюда китайская закрытость и скрытая ненависть к русским. Помимо этого 70% респондентов отметили, что на Дальнем Востоке проживают представители других национальностей, вызывающие большее недовольство и раздражение местного населения, чем китайцы. При этом 33% опрошенных пожаловались на «выходцев с Кавказа», ещё 13% - на цыган. Также упоминались, но сравнительно редко, представители коренных народов Приамурья, Средней Азии, евреи, корейцы, украинцы и др. Исключительно товарно-денежный характер отношений между русскими и китайцами подтверждается степенью интенсивности межэтнических контактов, показателем которой может служить интенсивность межкультурных заимствований (степень взаимовлияния культур и доля психологических заимствований, характер которых дает качественную оценку этим взаимоотношениям). Таблица 6 Взаимные заимствования из русской и китайской культур, по оценкам русских
Как видно из Таблицы 6, около 30% респондентов считают, что русские оказывают исключительно негативное влияние на мигрантов. Если в первые годы открытия российско-китайской границы китайцы казались трусливыми, бесправными, загнанными, тихими, вежливыми, с годами они, по мнению респондентов, научились у русских хамству, наглости, мату и пьянству, и год от года эти качества (по отношению к русским) проявляются с большей силой. Ещё 29,1% не смогли ответить на вопрос о заимствованиях, а почти 10% считают, что китайцы у нас ничего не переняли. Отрицание заимствований из китайской культуры, с одной стороны, может быть свидетельством нежелания признавать эти заимствования. В то же время существенные заимствования и в самом деле могут просто отсутствовать: китайцы, с которыми приходится контактировать русским, в основном не являются носителями традиционной китайской культуры во всем её многообразии. Максимум, чем они могут поделиться, - китайскими рецептами национальной кухни (которую многие респонденты, к слову, путают с корейской). С другой стороны, возможно, у русских нет потребности в культурных заимствованиях благодаря собственному богатому культурному наследию, а психологические заимствования, которые, по признанию респондентов, были бы полезны русскому народу, возможно, предстоит перенять для сохранения собственной целостности и доминирования в регионе, однако это дело не одного десятилетия. Несмотря на негативную или натянуто-нейтральную оценку отношений между русскими и китайцами и обособленное существование двух этносов, большинство респондентов согласны мириться с китайским присутствием на Дальнем Востоке. Степень «принятия» русскими китайцев, степень этнической толерантности к ним оценивалась с использованием шакалы социально- психологической близости Н.М.Лебедевой (модифицированная шкала социальной дистанции Богардуса), отражающей социально-психологические установки русских на желаемую близость с мигрантами. 11,7% опрошенных относятся к китайцам наиболее лояльно и допускают, чтобы китайцы стали членами их семьи. Примерно столько же (13%) категорически не хотят видеть их в России, а ещё 10,4% считают, что китайцы могут быть в России только туристами. Таким образом, несмотря на недовольство, возмущение и опасения, (63,3% респондентов считают, что китайская экспансия в принципе возможна), три четверти респондентов (76,6%) считают вполне приемлемым присутствие китайцев в Хабаровске в различных качествах (друзей, соседей, сослу-живцев или просто жителей). Однако это может свидетельствовать не только об этнической терпимости русских, но и об осознание ими взаимовыгодности сложившихся между русскими и китайцами отношений. Так, респондентам было предложено оценить степень своего согласия с некоторыми газетными или телевизионными высказываниями о китайской миграции (5 – полностью согласен, 4 – скорее согласен, чем нет, 3 не знаю, так ли это, 2 – скорее не согласен, 1 – категорически не согласен). Из 61 утверждения наи-более согласованные ответы были получены на следующие 18 высказываний (см. Таблица 7) Таблица 7 Степень согласия русских респондентов с наиболее распространенными в СМИ высказываниями о китайской миграции на Дальний Восток
В дополнение к этому респондентам было предложено в произвольной форме описать специфику межэтнического взаимодействия на Дальнем Востоке. На основе анализа ответов были сделаны следующие выводы. Прежде всего стоить отметить, что респонденты не испытывают фатального страха перед угрожающей численностью китайцев на территории Дальнего Востока и «желтой угрозой», не могут однозначно согласиться с утверждениями о существовании в настоящий момент угрозы территориального или экономического захвата, конкуренции на рынке труда со стороны китайских рабочих, угрозы безопасности со стороны китайских криминальных группировок.
По мнению респондентов, необходимо учитывать особенности дальневосточного региона:
В связи с этим, несмотря на выраженное несогласие с поощрением миграции (утверждения 1,8, 17 в Таблице 7), русские считают целесообразным поддерживать сложившиеся экономические связи и товарно-денежные отношения, выгодные обеим сторонам, но уделять значительно больше внимания вопросу миграции на законодательном уровне (создание законов, соответствующих интересам национальной безопасности России и их выполнение). Сами респонденты сделали прогнозы относительно возможного улучшение или, наоборот, обострения межнациональных отношений на Дальнем Востоке между русскими и китайцами. Полученные от респондентов ответы (всего 247) на вопрос том, от чего зависят межэтнические отношения на Дальнем Востоке в будущем и какие факторы могут оказать наибольшее влияние на ухудшение или улучшение ситуации, были условно разбиты на восемь смысловых групп (Таблица 8). Таблица 8 Факторы, которые, по мнению русских, могут оказать влияние на изменение характера межэтнических отношений на Дальнем Востоке
ВЫВОДЫ Таким образом, данное этнопсихологическое исследование выявило следующие особенности адаптации китайцев на Дальнем Востоке по внешнему и системному критериям: 1. Значительная часть русских респондентов испытывает негативные чувства, связанные с этнической принадлежностью в связи с представлениями о присущих русским негативных характеристиках (пьянство, лень, пассивность, разобщенность, экономическая безграмотность и др.), мешающих адаптироваться к современным рыночным условиям. Для сохранения позитивной этнической идентичности активизировались механизмы социально-психологической защиты: обращение к положительно характеризующему русский этнос историческому прошлому, богатому победами, достижениями и открытиями, культурному наследию, а также выбор выгодных для русских критериев сравнения этносов (апеллирование к якобы свойственным русским высоким нравственным качествам, интеллектуальному и творческому потенциалу, самобытности, загадочности русского национального характера). 2. На фоне низкой ингрупповой самооценки русских выявлены позитивные гетеростереотипы ки-тайцев (за исключением недоброжелательности и хамства по отношению к русским, потребительского от-ношения к России). При этом позитивные представления о китайцах, основанные на полученных ранее знаниях, противоречат негативным впечатлениям от общения с китайскими мигрантами на территории России. Этот когнитивный диссонанс может стать причиной негативных оценок китайцев русскими. 3. На основе информации, поступающей из СМИ, и собственного опыта общения с мигрантами русские считают межэтнические отношения в регионе несколько напряженными и дают эмоционально-негативную оценку жизнедеятельности китайцев на Дальнем Востоке, сужая её до торговли на рынке и работе на стройках. В принципе не отрицая возможность китайской экспансии, русские считают, что на данный момент реальной угрозы со стороны китайских мигрантов нет, относятся к ним лояльно и согласны мириться с их присутствием на Дальнем Востоке, осознавая взаимовыгодность сложившихся торгово-экономических отношений. 4. При этом у местного населения существуют вполне определенные представления о факторах, которые могут способствовать улучшению и развитию межэтнических отношений: на государственном уровне - совершенствование российской законодательной базы, осуществление четкой миграционной по-литики, улучшение экономической ситуации в регионе; на межличностном уровне - взаимоуважение культур, традиций, обычаев, национально-психологических особенностей двух этнических групп. 5. Стабильная социально-экономическая ситуация в регионе является залогом сохранения сложившихся нейтральных отношений. Для улучшения ситуации китайцы должны учить русский язык, изучать и соблюдать нормы и правила, сложившиеся среди местного населения (поведение в общественных местах, внешний вид). Степень толерантности русских к китайцам зависит от лояльности местных СМИ, формирующих представления местного населения о китайских мигрантах, а также знаний местного населения о национально-психологических особенностях китайцев, их традициях, образе жизни, быте. ЗАКЛЮЧЕНИЕ После завершения данного исследования произошло существенное политическое событие, ока-завшее сильное влияние на характер межэтнического восприятия в дальневосточном регионе: передача Большого Уссурийского и Тарабарова островов Китаю. Передача островов вызвала бурную негативную реакцию населения Хабаровского края: Москва в очередной раз продемонстрировала безразличие к инте-ресам региона и аннулировала результаты многолетней борьбы краевого правительства за имеющие для Хабаровска стратегическое значение территории. При этом резко ухудшилось отношение местного насе-ления к китайским мигрантам: любая улыбка на лице китайца расценивается как радость за возвращенные Китаю территории, смех – как насмешка над слабыми русскими, появление китайца на набережной Амура – желание полюбоваться отошедшими Китаю островами (хотя с городской набережной их не видно). Су-щественное обострение межнациональных отношений теперь возможно в случае ухудшения экологиче-ской, эпидемиологической ситуации, возникновения проблем с водоснабжением города, так как городской водозабор фактически оказался на китайской территории. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Бушар М. Православие как идеологическая основа становления русской нации.// Этнографическое обо-зрение. №4. 2002. С. 139-148.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||